Путешествие в страну чудес

Сказочных героев из любимых детских книжек можно увидеть на выставке «Страна чудес. Художники книги – детям». В двух залах Галереи сибирского искусства представлено более 300 оригинальных рисунков из фондов Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, частных коллекций и собраний авторов. Иллюстрации выполнены в самых разных техниках: рисунок и акварель, офорт и ксилография, литография и линогравюра, резцовая гравюра и шелкография. Экспозиция приурочена к 90-летию Иркутского отделения Союза художников России.

Выставка рассказывает об истории этого вида искусства. Ее ретроспективная часть в первом зале позволяет познакомиться с творчеством таких советских классиков детской книги, как Евгений Рачев, Юрий Васнецов, Май Митурич-Хлебников.

– Истоки этого вида искусства относятся к 1920–1930 годам, когда детская книга стала восприниматься как самостоятельная область художественного творчества, – отметила хранитель графики музея Наталья Новикова. – Так, признанный мастер ксилографии Владимир Фаворский в оформлении книжки Маршака «Семь чудес» в 1929 году в первый и единственный раз в своей практике обратился к цветной гравюре. Потом он создал такие шедевры, как иллюстрации к «Слову о полку Игореве» в 1950 году, за которые был удостоен Ленинской премии. Он воспитал немало учеников, и на выставке можно увидеть лирические миниатюры Федора Константинова к трехтомнику избранных произведений Пушкина и романтически приподнятые гравюры Евгения Бургункера для «Книги о великих мореплавателях» Чуковского.

 

 

Всего в фондах Иркутского художественного музея хранится более 280 книжных иллюстраций, созданных с 1929 по 2001 годы. Начало собранию было положено в 1950 году народным художником Бурятии Романом Мэрдыгеевым, который подарил музею свою акварель «Сказочный мотив». Впоследствии из министерств культуры СССР и РСФСР, от коллекционеров, авторов и их наследников в музей поступило множество графических листов. Они созданы в самых разных техниках мастерами из Москвы и Ленинграда, Иркутска и Барнаула, Ижевска и Улан-Удэ.

– В 1933 году было создано первое в нашей стране издательство детской литературы «Детгиз», с которым сотрудничали многие известные мастера графики, – рассказала Наталья Новикова. – Они были убеждены, что для детей нужно рисовать так же, как для взрослых, только еще лучше. Доказательство – рисунки к поэме Гоголя «Мертвые души» Алексея Лаптева или работы Ивана Архипова к роману «Отцы и дети». Евгений Кибрик три года работал над иллюстрациями к «Героическим былинам», добиваясь исторической достоверности фантастических сюжетов.

 

 

Большинство работ на выставке – произведения иркутских графиков и живописцев. Особое место в ретроспективной части занимают авторы, много лет сотрудничавшие с Восточно-Сибирским книжным издательством.

– По своим художественным достоинствам, ярким образным решениям, техническому мастерству они не уступают лучшим образцам отечественной книжной графики, – считает Наталья Новикова. – Среди таких работ акварели Владимира Тетенькина и Вальтера Фридемана к «Забавным сказкам» Марка Сергеева или рисунки Сергея Элояна к собранию сочинений Михасенко. Более 20 лет жизни отдал работе в издательстве художник Георгий Леви, вершиной творчества которого можно назвать иллюстрации к сборнику Шастиной «Сказки ленских берегов». В его линогравюрах традиционные сюжеты русского фольклора переплетаются с сибирскими мотивами. Более сотни книг вышло в Иркутске в оформлении Раисы Бардиной. В ее иллюстрациях наблюдательность сочетается с игрой воображения: литературный текст обрастает занимательными подробностями, восприятие мира всегда окрашено искренностью и добротой.

На выставке также можно увидеть остроумные иллюстрации Александра Муравьева к народной сказке «Маша и медведь», изобретательные литографии Яны Лисициной к «Приключениям Алисы в Стране чудес», изящные акварели Татьяны Югатовой к «Золушке».

 

 

Во втором зале представлено более 200 современных иллюстраций иркутских авторов. Среди них уже признанные мастера Александр Шпирко, Александр Самарин, Александр Муравьев, Яна Лисицина, Марина Синишина, Олег Беседин, Сергей Григорьев, Юлия Ружникова и молодые графики Александра Мартынова, Анастасия Свинарева, Сергей Жгилев и другие.

– Книги, оформленные художниками и выпущенные крупными тиражами в 1980-е – первой половине 1990-х годов, демонстрируют искусство книжной графики во всей его полноте, – отметила научный сотрудник художественного музея Мария Аверьянова. – В них большое внимание уделено стилистическому и цветовому решению иллюстраций, тщательной проработке шрифтовых и орнаментальных композиций. Это работы Александра Шпирко «Три толстяка», Александра Самарина «Золотой клубочек», «Заюшкина избушка», Яны Лисициной «Аня в Стране чудес». Но неспокойные реалии ситуации в России 1990-х – начала 2000-х годов коснулись и книгоиздательской сферы.

В 2001 году официально перестало существовать Восточно-Сибирское книжное издательство, художники-графики стали предпочитать коммерческий дизайн и рекламу, а также переходить на преподавательскую деятельность. Тем не менее интерес к иллюстрированию детской книги, несмотря на упадок отрасли в целом, сохранялся.

 

 

– Поддержку художникам оказал детский журнал «Сибирячок», – отметила Мария Аверьянова. – Иркутский график Александр Муравьев, оформлявший его с момента основания в 1991 году, тогда же создал добрые и веселые по настроению иллюстрации к сказкам и детским рассказам иркутских писателей: «Сказки старого города», «Нет сапог у журавля», «Пасхальные сказки», «Сказки мышонка Сухарика». Но самое важное, что он подключил к работе в журнале талантливый актив молодых художников, которые работают в этой сфере и по сей день. Сегодня детские книги иллюстрируются иркутскими художниками все чаще. С уверенностью можно говорить и о «новой волне» молодых иллюстраторов, которые в том числе работают в технике digital art.

Пример тому книга «Снег и заяц» в оформлении Александры Мартыновой, «Кто-то пролил молоко… очень много!» Юлии Ружниковой, «Планета Байкал. Байкальские сказки» Игоря Смирнова и другие произведения, которые можно увидеть на выставке до 22 мая.