Ледяные послания из глубины веков

В Ольхонском районе открылся третий фестиваль культуры, творчества и спорта Olkhon Ice Fest – 2022. 19 февраля он стартовал с церемонии награждения победителей конкурса ледовых скульптур, в котором приняли участие восемь команд из России и Монголии. Конкурс стал этапом международного чемпионата, где соревнуются резчики по льду. Оцифрованные копии ольхонских скульптур будут выставлены на продажу на цифровой площадке OpenSea по цене 1 млн евро каждая, покупатель для одной из работ уже нашелся. Подробности – в репортаже.

 

Фото ледовых скульптур будут демонстрироваться в российском культурном центре в Париже, рядом с Эйфелевой башней. Проведены переговоры на уровне посольства РФ во Франции и достигнута договоренность о проведении там фотовыставки в июне этого года во время работы конференции, посвященной Байкалу.

 

Чудеса байкальского льда

Они кажутся почти невесомыми, когда солнце прячется в облаках, скульптуры словно сливаются с небом. И лишь Шаманка и другие ольхонские скалы просматриваются сквозь рукотворные изваяния из байкальского льда. Каждый участник фестиваля в этом году реализовал свое видение заданной темы – «Из глубины веков». На конкурс поступило около 60 эскизов из Ирана, Монголии, разных регионов России. Но организаторы выбрали только восемь.

 

 

– Мы выбрали те, что наиболее глубоко отражают нашу тему с разных сторон, – комментирует концепт-дизайнер ледового городка фестиваля Любовь Бешнова. – Где-то глубокая связь человека с собой, со своим внутренним миром. Где-то речь идет об очень древнем микроскопическом живом существе, которое составляет более 90% биомассы Байкала и формирует вкус его воды. Либо это посыл к связи с предками, народные традиции, верования.

Погода разъяснивается, начинается игра света и тени, и как по волшебству хрустальные миражи обретают реальные очертания, где проявляется художественное воплощение замысла автора.

 

О чем говорят скульптуры?

Некоторые посылы считываются сразу. Так, глядя на уходящих куда-то в глубины мифических полулюдей-полулосей, сразу вспоминаешь книгу Алексея Иванова «Сердце Пармы» о том, как сопротивлялись приходу людей с запада коренные народы Урала. И точно, скульптура авторов из Перми Алексея Васюкова и Максима Верта называется «Чудь белоглазая».

 

 

Есть миф, что племя ушло под землю, чтобы не взаимодействовать с пришельцами, и по легенде до сих пор живет в подземелье. А напоминает о нем лишь найденное культовое бронзовое литье с зооантропоморфными существами и рассказы о шаманах в лосиных шкурах, которые проходят через символические круги забвения, напоминающие ловцы снов.

О сне шамана в одноименной скульптуре говорят и авторы команды «Мама-анархия» из Хабаровска Даниил Цой и Илья Текин. Их герою – служителю древнего дальневосточного культа – пригрезился дух сэвэн. Его визуализация не всегда очевидна.

 

 

Как и вполне реальный персонаж другой работы авторства Алексея Татарникова и Кирилла Кривощекова из Перми. Это байкальский рачок эпишура. Слоистая структура в определенном ракурсе скрывает его изображение, что напоминает о хрупкости экосистемы Байкала.

На фоне ледяного байкальского рачка часто фотографируются гости фестиваля. Еще один популярный объект для фото – работа Василия и Анатолия Аргуновых из Якутии «Модут» – «Дух воды Эбэ Хотун». Это красивая женщина изо льда – олицетворение этого духа воды, реки Лены, самой многообразной жизни.

– Очень тонкая, красивая работа. Сделана изящно, много деталей, – говорит глава Хужирского сельского поселения Вера Шарыгина. – Сам фестиваль стал ярким событием для района. Он привлекает к нам большое внимание. Проходит зимой, летом же у нас и так туристов хватает. А лед Байкала вызывает настоящий восторг!

В этом году фестиваль является частью мирового чемпионата по ледовой скульптуре наравне с соревнованиями, которые проходят в семи странах мира. Международное представительство на ольхонском этапе World Ice Carving Association обеспечивают мастера из Монголии Тсаган Мунх-Эрдене и Энхтайвен Угантсетсег. Сделанное ими изваяние скульптуры «Из хуннов» очень напоминает дракона. Но это другое мифическое животное. Его образ очень давно создали мастера народности хунну, населявшей степи к северу от Китая.

– Наши археологи нашли три года назад новый артефакт – изображение однорогого мифического животного. Мы показали, чтобы люди знали об этом археологическом открытии, и о том, что древние художники сделали две тысячи лет назад, – рассказывает Тсаган Мунх-Эрдене. – Мы второй раз участвуем в этом фестивале. Очень любим озеро Байкал и Ольхон. В первые два дня работы было сложно, дул ветер, замерзли. Но здесь теплая атмосфера, есть друзья – знаменитые на весь мир талантливые художники.

 

Победителям мешали ветер и хрупкость льда

Пришло время официального открытия фестиваля. Зрителей много. Это жители Ольхонского района, Иркутска, туристы. Мэр района Андрей Тыхеев приветствует участников. Фестиваль продлится всю неделю. Запланированы концерты, лазерное шоу, турнир по хоккею с мячом, показательные заплывы и обливания «моржей» и даже чемпионат по валенкоболу.

 

 

 

А самое яркое событие первого дня – награждение победителей Olkhon Ice Fest – 2022. Слово берет представитель жюри, известный скульптор из поселка Тельма Усольского района Иван Зуев. Судить, по его словам, было очень сложно, все участники суперпрофи. В результате споров третье место жюри присудило команде из Хабаровска, второе – монгольским мастерам, а первенство досталось супружеской паре из Сочи – Сергею и Алене Корольковым.

 

 

В основу их композиции «Из века в век» заложен смысл силы духа и священной охоты. А вдохновение дал знаменитый древний промысловый календарь охотника, он был найден на территории Республики Коми и относится к концу I – началу II тысячелетия нашей эры.

– Мы работаем с разными материалами – со снегом, деревом, бетоном, песком, камнем, костью. И нас часто спрашивают, как мы тренируемся со льдом. Говорим, что берем тазик, ставим его в морозилку и потом начинаем резать. А на самом деле у нас на Красной Поляне есть снег и лед, – улыбаются победители. – Здесь, на Байкале, самым сложным показалась погода. Ветер был очень сильным, в лицо. Ты не можешь нормально смотреть. И лед становится настолько прозрачным, что ты многие вещи не видишь, когда солнце неяркое, делаешь практически наощупь. Вчера в ночи доделывали скульптуру под светом фонарика телефона. Что касается льда, то если брать среднюю полосу России, то там лед более пластичный. Почти как пластилин. А в Байкале много кислорода, поэтому он хрупкий. Здесь пришлось очень постараться, многие детали переделывали по 10–15 раз. Но мы справились.

 

 

Судейство, впрочем, вызвало вопросы у многих зрителей. Например, работа участников из Якутии получила лишь шестое место. Немного не дотянула до пьедестала почета команда «Сарматы», это представители Сергиева Посада и Ижевска Лев Брюханов и Мария Соловатова. Они сотворили из байкальского льда «Оттаявшую легенду» – фрагмент скифской татуировки, чьи останки были найдены в одном из Пазырыкских погребений.

– Это мистическая возможность воплотить во льду то, что лед уже спас для нас однажды, на протяжении 25 веков, сохранив в своих объятиях великую драгоценность для археологии. Это одежда, ткани, ковры, деревянная утварь и забальзамированные тела жителей той далекой эпохи, левое плечо мумии принцессы Укока украшено татуировкой с фантастическим животным. Крыло лунной полуарки символизирует сон продолжительностью в 25 веков и истекает солнечными языками, символизируя оттаивание, – сообщают авторы.

 

История ледяного мамонта

Впрочем, некоторым мастерам ничего доказывать жюри не пришлось. Скульптор из Алтайского края Александр Парфенов за свою творческую карьеру побеждал в подобных состязаниях уже 27 раз. В этом году он выступал вне конкурса. Нерпа, старый мамонт, гриф – в технике «ледовая пластика» Александр сотворил несколько скульптур. Вернее, их прямо на скалах из наплесков и сосулек сделала сама природа, а мастер сумел разгадать образы и только немного «огранил».

 

 

– У меня натренированный взгляд. Голографическое мышление. С 14 лет занимаюсь корнями горных деревьев, превращаю их в фигурки. Вот здесь сначала увидел скалу – это же мамонт. Начал работать, а потом эти сосульки наверху навели мысли о грифе. Так родилась целая сцена из реального палеолита. Старый мамонт пришел умирать на кладбище мамонтов. А гриф караулит новую жертву. Но когда мамонт его видит, глаза его вспыхивают – мы еще посмотрим, кто кого переживет. В этом животном осталось много энергии, жизни. Я на двух фестивалях уже делал скульптуры в этой технике, но работать на Байкале – просто неописуемо. Это явление в истории искусства. Меня дрожь до сих пор берет, – делится впечатлениями Александр.

Человек нередко пытается спорить с природой, с Творцом, стремится улучшить, добавить, приукрасить сотворенное не им. Но в работах Александра нет этой горделивой борьбы. Есть огромное уважение к высшему творчеству. И становится понятно, почему он однажды выиграл конкурс по вырезанию из кости фигурок нэцке в Японии, ведь в этой стране любование природой не просто отличительная черта культуры, а важный духовный ритуал. И если организаторы фестиваля будут дальше следовать подобным принципам и подвинут площадку чуть подальше от священной и сакральной скалы Шаманка, то их детище может ждать еще более светлое будущее.

 

Комментарий

Игорь СМОЛЕНЦЕВ, партнер фестиваля:

– Впервые в мире здесь, на Ольхоне, будут оцифрованы ледяные скульптуры. Каждая будет выставлена по одному миллиону евро на международной площадке OpenSea. У нас уже есть покупатель на одну скульптуру. Пока мы не определились какая, это будет сделано случайным образом. Ледяные скульптуры вскоре уничтожит сама природа. Но ее цифровая 3D-модель будет существовать вечно.

 

 

 

Уровень фестиваля растет

Olkhon Ice Fest занял первое место в номинации «Лучшее туристическое событие в области культуры» премии Russian Event Awards по итогам 2020 года. Фестиваль придумали руководитель ольхонской туристической компании Семен Майор и меценат из Франции Филипп Дютей, который часто приезжал на остров отдыхать.

– Конечно, первый успех нас приободрил, – отметил француз. – Прошлый год был достаточно тяжелый в связи с пандемией. Однако мероприятие на открытом воздухе, и мы решили, что нужно делать его ежегодным. Наша команда стала более профессиональной.

 

 

– Помимо создания популярного фестиваля в Иркутской области, была вторая задача – скорректировать имидж Сибири и Байкала на международной арене, – прокомментировал Семен Майор. – К сожалению, до сих пор на Западе стереотипы о России – медведях в ушанках, питье водки из бутылки – как ни странно для нас, живы и плотно засели в головах людей. Мы хотим показать наш регион как место потрясающей красоты, которое населено дружелюбными, творческими жителями. Мы учли прошлый опыт, в этом году проделали огромную работу с точки зрения экологической безопасности. Все генераторы, инструменты использовались так, чтобы не было соприкосновения со льдом. Представители «Заповедного Прибайкалья», прокуратуры прекрасно знают, что у нас экологическая безопасность была обеспечена на высоком уровне.