На что жалуются в антимонопольную службу?

Недобросовестная конкуренция, картельные сговоры, нелегальная реклама – эти и другие нарушения законодательства выявляли в 2021 году работники Федеральной антимонопольной службы. Об итогах работы ведомства рассказал начальник управления ФАС России по Иркутской области Александр Кулиш.

 

Видеозапись интервью смотрите по ссылке

 

Рост цен

Во время пандемии жители региона стали чаще писать жалобы в антимонопольную службу. Например, на удорожание продуктов питания, медицинских и санитарных средств. По словам главы регионального УФАС, каждое такое обращение внимательно рассматривается. Но обыватели зачастую не ориентируются в полномочиях службы. К этой сфере, например, не относится стоимость товаров народного потребления, где основным регулятором выступает сам рынок.

– В отдельных случаях в отношении этих категорий товаров вводится регулирование со стороны органов власти, принимаются меры на сдерживание цен, – напомнил Александр Кулиш. – Весь 2021 год по поручению правительства РФ и ФАС РФ мы, совместно с региональной службой потребительского рынка, проводили мониторинг стоимости продуктов питания. Особое внимание уделялось ценам на растительное масло и сахар-песок. Нарушений законодательства по ценообразованию не выявлено. Проверки, анализ и мониторинг цен показали, что у нас нет монополистов в сфере розничной продажи продуктов питания и развита конкурентная среда. Рост розничных цен обусловлен конъюнктурой рынка, ростом цен у производителей и поставщиков.

Аналогичная ситуация с горюче-смазочными материалами. Цены на них выросли по всей торговой цепочке. Впрочем, здесь антимонопольная служба совместно с правительством Иркутской области и независимыми операторами АЗС подготовили предложения, например, увеличить объемы реализации топлива с АНХК. Это обещает повлиять на корректировку и снижение цены на автозаправочных станциях.

 

Отключение воды и газа

Что касается непосредственно полномочий УФАС, то они четко ограничены. В числе прочего, служба выявляет факты злоупотребления доминирующим положением монополистов. Так, к примеру, в управление поступило обращение из села Еробогачен о муниципальном предприятии «Катангская ТЭК». Оно сообщало, что прекратит предоставлять населению услуги по водоснабжению.

– Эта угроза стала предметом расследования и была квалифицирована как злоупотребление монополиста своим положением. Факт угрозы пресечен, услуга предоставляется, и сейчас решается вопрос о привлечении ответственных лиц к административной ответственности. Аналогичные угрозы исходили от АО «Иркутскоблгаз» в отношении поставок газа потребителям города Шелехова, в связи с чем возбужденно дело, рассмотрение которого завершено уже в 2022 году. «Компания также признана нарушившей закон», – сообщил Александр Кулиш.

 

Споры с УФАС

Контроль за соблюдением законодательства о защите конкуренции – также неотъемлемая часть работы ведомства. Причем от выявления нарушения закона до взысканий часто проходит немало времени. Нарушители до последнего обжалуют решения органов контроля и судов.

Здесь можно вспомнить широко известную ситуацию с компанией «Звезда». Антимонопольная служба выявила, что еще в 2017 году «Звезда», а также предприятия «Мосрегионлифт» и «Щербинский лифтостроительный завод», выполнявшие подрядные работы по договорам с Фондом капремонта, стали участниками сговора при проведении торгов. Эти выводы УФАС они оспаривали в суде. В 2020 году, уже с учетом принятых судебных актов, были вынесены постановления о привлечении виновных к административной ответственности. Предприятию «Щербинский лифтостроительный завод» наложен штраф в 90 млн рублей, «Мосрегионлифту» – 40 млн рублей. И эти штрафы до сих пор обжалуются.

Кроме того, в 2018 году выявлены злоупотребления при проведении процедуры торгов на ремонт и содержание автомобильных дорог в Иркутске, где был установлен сговор между несколькими компаниями. Эти события только сейчас оказались на завершающей стадии разбирательств в части привлечения виновных к административной ответственности. Оборотный штраф для одной из организаций составил более 5 млн рублей. Возбуждено и расследуется правоохранительными органами уголовное дело.

 

Нарушения в госзакупках

– У антимонопольного органа есть несколько направлений контроля – об антимонопольном законодательстве, о защите конкуренции, контроль жалоб по закупкам 44-ФЗ, – продолжил Александр Кулиш. – В 2021 году было принято пять решений по делам антиконкурентных соглашений. К примеру, сговор реализован в 2017–2018 годах, а рассмотрение дел завершено в 2021 году. В этом случае МУП «Иркутскавтодор» и еще пять компаний уличены в сговоре на сумму более 1 млрд рублей.

К сферам строительства, в том числе дорожного, относятся более 40% жалоб, где выявлены нарушения в рамках контроля за соблюдением госзакупок. Также нередко нарушения фиксируются в медицинской отрасли. К примеру, в 2021 году совместно с правоохранителями установлен факт сговора по поставке медоборудования между компаниями «Браун», «Медлайн» и еще двумя предпринимателями. Возбужденное уголовное дело.

 

Наружная реклама в Иркутске размещена нелегально

Антимонопольная служба контролирует и исполнение рекламного законодательства. Как отметил Александр Кулиш, особенно остро эта проблема стоит в Иркутске.

– С 2015 года мы активно понуждаем администрацию города проводить процедуры торгов в отношении мест, включенных в схему размещения наружной рекламы. Но сегодня фактически вся наружная реклама Иркутска размещается нелегально. Эти вопросы недавно обсуждались на совещании совместно с прокуратурой и администрацией города. Были подготовлены материалы для проведения процедуры торгов. Есть надежда, что к лету 2022 года они будут решены, требования закона будут исполнены. К этой же сфере относится и проблема размещения настенных панно на многоквартирных домах.

На том же совещании была поднята злободневная тема по отлову и содержанию бездомных животных. В решение спорных вопросов по теме также было вовлечено Иркутское УФАС. Ведь туда поступают жалобы на процедуру торгов по 44-ФЗ. Проблема в том, что в регионе не развита конкуренция, в этой сфере задействованы только два хозяйствующих субъекта. Отсутствие конкурентной среды в конечном итоге влияет на стоимость услуги. Требования законодателя об отлове, стерилизации, лечении, чипировании и содержании животных жесткие, а доказательство их исполнения сложное.

– К нам поступают сообщения о том, что по приюту проходят одни и те же собаки, то есть владельцы контракта могут получать необоснованную прибыль. Мы в этом случае говорим о том, что цена на одно животное в размере 5 тыс. рублей, не соответствует фактической стоимости, сложившейся на территории региона, всего комплекса услуг, включенных в обязательство по контракту. Мы свою позицию высказали, ее поддержали, новая цена сформирована, исходя из рыночной стоимости. Теперь задача региональных и муниципальных властей – создать условия для развития конкуренции, что в дальнейшем должно отразиться на стоимости таких услуг, – уверен Александр Кулиш.