16.02.2022 09:42
Рубрики
Общество
Фото
архива Нины Сильновой
Фото:
архива Нины Сильновой
16.02.2022 09:42

«Мы жили для других, работали для людей»

В 60 км от Усть-Кута, на берегу реки Таюры, в мае 1974 года был основан поселок Звездный – первая станция западного участка Байкало-Амурской магистрали. Его строили самые лучшие люди страны, приехавшие в суровую тайгу за романтикой. В создании первой станции БАМа есть и труд жительницы поселка Магистральный Нины Сильновой, которая на стройке века скромно работала поваром.

 

 

На БАМ в 17 лет

Нина Юнусовна родилась в 1956 году в селе Новый Акульшет, что под Тайшетом, выучилась на повара.

– БАМ начался в 1974 году. В то время я была на практике в Братске и стала агитировать девочек поехать туда, – вспоминает наша героиня. –17-летних не брали, и за меня, комсорга, поручился секретарь партийной организации, наш мастер.

28 апреля 1974 года Нина с подругами прилетела в Звездный. Бывалые люди пугали девчонок – куда летите, пигалицы, там тайга, медведи ходят. Между прочим, не сильно и преувеличили. Поселка и в помине не было, значилось лишь почтовое отделение Усть-Кута.

К слиянию рек Ния и Таюра выдвинулись 17 первопроходцев мехотряда СМП-266. Лесорубы пробивали зимник, продираясь с техникой сквозь вековую тайгу. Пять месяцев они били первую просеку. Вскоре прямо на берегу Таюры появились палатки. Комсомольцы-романтики назвали поселок Звездным за крупные звезды, сиявшие над тайгой.

 

Как начинался Звездный

Но это будет потом. А пока молоденькие девчонки-поварихи шли с вертолета по раскисшему от первого весеннего солнца болоту к своим палаткам. Это потом через огромные лужи проложат деревянные тротуары-настилы.

– Пришли в палатку, а там ни кроватей, ни печки, – рассказывает Нина Юнусовна. – Печку нам сложили. Сказали, несите чурки, там за палаткой наколоты. Положили на них сетку, вот и кровать получилась…

Вагончики обогревались батареями с электротенами и печками-буржуйками. Из-за лавин и сильных ветров часто сносило опоры электросетей. Оставшись без света, первопроходцы не унывали, всегда наготове был котелок и костер.

С палаток и первого вагончика начался Звездный. В апреле 1974 года на берег Таюры с вертолета высадился десант Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Многие парни прямиком из Кремля садились на поезд и уезжали в далекую Сибирь.

– Накормить сразу надо было более 300 человек – водителей, лесорубов. Что готовили в первые дни? Пюре из сухой картошки, супы, использовали сухой лук, сушеную морковь, перловку, гречку, тушенку. Потом стали завозить овощи, красную рыбу, болгарские помидоры в железных банках. Пока откроешь – все руки обрежешь, – улыбается бамовский повар.

 

Комсомольские свадьбы

Первостроители прилетели в Звездный в мае, а уже в июне начались первые свадьбы. Недаром одну из ближайших возвышенностей назвали сопкой Любви – там постоянно назначались свидания. Парочки встречали рассветы, пели песни и мечтали о счастливом будущем.

– Первой замуж вышла повариха Таня Ионова. Свадьба была комсомольская, безалкогольная. Зоя, наш кондитер, накрутила такие красивые торты, розы были как настоящие… Следом повариха Галя Сиротенко вышла за Колю Замулко, а потом и Алла Нурмухаметова фату примерила, – вспоминает Нина Юнусовна.

В феврале 1975 года состоялась и ее свадьба с Василием Ивановичем Сильновым, который приехал на БАМ из Пензы. Юную, красивую Нину парень, работавший водителем, приметил сразу. Легкая, быстроногая девчонка, работая на котлопункте, вечно что-то пела.

 

 

– Замуж пойдешь за меня? – серьезно просил Сильнов.

А она учиться хотела, о замужестве и не думала. Но поступать в институт побоялась, зато стала техником-технологом общественного питания. Василий ей понравился, и свадьба состоялась.

Сельсовета в молодом поселке не было, все пары тогда расписывались в Усть-Кутском ЗАГСе. Не редкость, когда молодые добирались до райцентра по реке и на вертолете.

 

«Плывут мои денежки по воде»

То время Нина Юнусовна вспоминает исключительно с теплотой и радостью:

– В июне нам дали первую зарплату – 120 рублей, мы с девчатами Аллой и Галей полетели в Усть-Кут приобуться и приодеться. Сидим на площадке, ждем вертолет на берегу Таюры. Прилетел Ми-8, да такой ветер поднял. Мой портфель вырвало из рук и бросило в реку. Плавала я плохо, течение сильное. Плывут мои денежки по воде. Хорошо, там был Коля-пожарный, прыгнул в реку и выловил потерю.Портфель и деньги я сушила уже по дороге.

Работа была трудной, начиналась в 4–5 часов утра и заканчивалась поздно вечером. Девчонки уставали так, что их не мог разбудить будильник в пустом цинковом ведре.

– Мы кормили разные делегации, журналистов, артистов. Как-то приезжала известная певица Валентина Толкунова, она со мной разговаривала на раздаче. А я смотрю на нее и думаю – ну как же на Толкунову похожа! Прихожу в палатку, девчонкам рассказываю, а они хохочут и говорят – так это она и есть.

На выступлении певицы что-то случилось со светом. Водители подогнали машины и освещали сцену фарами. И такой душевный вышел концерт!

 

Из Звездного в Магистральный

Василия Сильнова и еще нескольких комсомольцев отправили в Магистральный работать водителями в автоколонну № 10 Ангарстроя. Нина поехала вслед за мужем.

– Я долго не могла привыкнуть, все время говорила «у нас в Звездном»… А Василий мой был награжден двумя орденами Трудовой Славы и медалями за свой труд. Возил грузы в Северобайкальск, в Кичеру и на Чару, по всему БАМу.

В 1975 году у Сильновых родилась дочь Света. В 1979 году молодые супруги забрали к себе двух маленьких Нининых сестер – Ларису и Лену, вырастили, дали образование. В 1984 году на свет появилась дочь Надя. Сыну Алексею 35 лет, он, страдающий ДЦП с рождения, сегодня живет с мамой. Василия Ивановича не стало в декабре минувшего года, его жизнь унес ковид.

Нина Юнусовна живет достойно, на судьбу не ропщет. Ухаживает за домом и участком, растит цветы. На юбилеи БАМа встречается с подругами юности. Смеются, перебивая друг друга, вспоминают прошлое, смотрят старые фотографии, поют комсомольские песни.

– Странно было потом читать в газетах, что БАМ строили заключенные. У нас и преступности-то не было, хоть дома не запирались. Жили все дружно, вместе отмечали праздники, собирались за одним столом, – говорит собеседница.

С фотографий тех времен смотрят веселые девушки в платочках, усатые парни с бензопилами в руках. Молодые, хохочущие, ясноглазые. Не могло у зэков быть таких лиц.

– Нина Юнусовна, что для вас БАМ?

– На стройке мы были нужны своей стране и друг другу. БАМ для меня никогда не кончался. Мы дружно благоустраивали наш Магистральный, деревья в детском саду «Брусничка» посажены нашими руками, все эти ели и черемухи. Сегодня каждый сам за себя и для себя. А мы жили для других, работали для людей. И все было не зря. БАМ работает, поезда ходят. Есть в этом и доля моего труда.

 

Фото: архива Нины Сильновой