Усть-ордынские мастера покажут новые костюмы

Праздничное дефиле

Две коллекции этнических бурятских костюмов создали усть-ордынские мастера к Сагаалгану. Одна с точностью воспроизводит древние наряды, другая – осовремененная, в стиле авангард. Презентационное дефиле пройдет 2 февраля, в первый день Белого месяца в поселке Усть-Ордынском.

Над коллекциями этнических бурятских костюмов мастера Усть-Ордынского Национального центра художественных народных промыслов работали несколько месяцев. Реализовать творческие проекты удалось благодаря областной программе «Развитие культуры».

В первой коллекции «Мунгэн зам» («Серебряный путь») – традиционный костюм Предбайкальских бурят. Это булагатские и эхиритские, мужские и женские, летние и зимние наряды, которые носили в XIX – начале XX века. Разработали и сшили их художники-декораторы Маргарита Алексеева и Юлия Харгаева. А художник-конструктор, народный мастер Иркутской области Эдуард Куклин дополнил образы украшениями из кожи, металламонет, кораллов.

 

 

Перед тем как взять в руки нитки и иголки, мастера изучили груды исторической литературы, фотографий в архивах, библиотеках и краеведческих музеях. В поисках подлинной информации о наследии предков объездили не только Иркутскую область, но и Республику Бурятия.

– Мы прорабатывали каждый шовчик, каждый элемент, каждый миллиметр – нам важно было даже в мелочах повторить традиции наших предков. Конечно, отшивали все вручную, – говорит художник-декоратор Юлия Харгаева.

 

 

На выбор материалов для пошива одежды и стиль национального костюма бурят повлиял суровый климат, объясняют авторы, демонстрируя утепленные одеяния из коллекции. Зимние костюмы такие же нарядные, как и летние.

– У женщин булагатского рода был распространен дэгэл – халат с широкой декорированной меховой нашивкой. Еще булагатский костюм отличает цельнокройная хубася – жилетка, – рассказывает про свой наряд Юлия Харгаева. – На ней – зимний женский костюм бирюзового цвета с растительными мотивами, что особенно характерно для западных бурят. Чаще всего нашивку делали из выдры. У нас вариант из нутрии. Меховые элементы – не только защита от холода, в них – отражение воззрений, связанных с женским культом матери-зверя и плодородия.

Мужские зимние костюмы в коллекции тоже украшены мехом, но все же главное в них – простота, удобство и практичность.

 

 

Большое значение буряты придают украшениям. Например, многочисленные круглые элементы в виде монет с ободочками и кораллов в костюме булагаток – это поклонение Солнцу. А еще – дополнительный источник света и радости.

Женские украшения бурят (особенно восточных) отличались сложностью, многокомпонентностью. Поэтому работа над их созданием была трудоемкой, долгой, отмечает художник-конструктор Эдуард Куклин.

Один из ярких примеров его работы – украшения для костюма невесты. Интересно, что даже в свадебных аксессуарах прослеживаются воинственные мотивы: металлические пластины, словно доспехи, сияют на праздничном платье. В общем, конструкция украшений помогает создать образ, который олицетворяет птицу, объяснил Эдуард.

Старинный акцент в образе – хоолобши из металлических пластин, которые богато украшены узорами. Для обработки металла использована сложная техника насечки. В этой же технике Эдуард изготавливал и мужские пояса.

 

 

– Сейчас эта технология утрачена. Берутся железные пластины, их покрывают тонким слоем серебра. Использовал нержавеющую сталь, полировал, вырезал. На это ушло три месяца, – говорит художник.

Вторая коллекция – осовремененная, в стиле авангард. Называется «Нархинсаг», что в переводе означает «Украшения». Здесь представлено пять женских нарядов, которые напоминают воинские доспехи. Это указывает на особое независимое положение бурятских женщин в обществе, сложившееся исторически: владели оружием, участвовали в боях наравне с мужчинами…

Придумала образы нарядов и воплотила их в жизнь Валентина Ажунова, главный художник Усть-Ордынского Национального центра художественных народных промыслов. Костюмы создала из плотного сукна, которое раньше использовалось для изготовления унтов. Коллекция выглядит сдержанно и лаконично, при этом совсем не скучно: приглушенные тона сочетаются с яркой цветовой палитрой орнаментов. В каждой детали – тайные смыслы. Обращает внимание, что бурятские орнаменты – не только украшение одежды, но и талисманы. Колокольчики на костюмах ассоциируются с шаманскими подвесками, в культовой практике обозначавшими звучание мира духов. В орнаментах зашифрованы сакральные образы: бараний рог, призванный оберегать и нести благополучие, также мастер обращается к знакам древности – символам Солнца, Вселенной и бесконечности.