В Приангарье пройдет Тунгусский Конгресс

В чем нуждается север?

В июле на Тунгусский Конгресс к нам приедут эвенки из 10 регионов России. Это знаковое событие состоится в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. О проблемах северных народов мы поговорили с президентом ИРОО «Союз содействия коренным малочисленным народам Севера (КМНС) Иркутской области», вице-президентом Ассоциации КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Ниной Вейсаловой.

 

– Какова численность КМНС в регионе?

– В семи районах Иркутской области сегодня проживает 2 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера. Катангский район – единственная территория, относящаяся к районам Крайнего Севера. До 1937 года он назывался Катангским эвенкийским национальным районом. Мы инициируем вопрос о вхождении Катанги в Арктическую зону РФ. Есть рекомендация IX Всероссийского съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Если Катанга войдет в АЗРФ, то заработают все нормы Арктического законодательства. Все принятые законы для арктических территорий и стандарты ответственности для промышленных компаний в том числе. Это будет иметь большой экономический эффект не только для района, но и в целом для региона. Здесь начнут действовать и все социально-экономические программы по развитию Арктики в РФ. Предприятия, организации, работающие в Катанге, смогут стать арктическими резидентами, получить ряд преференций. Часть территорий Якутии и Красноярского края, наших соседей, уже относятся к АЗРФ.

 

– Назовите основные проблемы представителей КМНС.

– В Прибайкалье разработана дорожная карта по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйственных промыслов КМНС. В нее вошла большая часть наших предложений по улучшению качества жизни тофаларов и эвенков. Мы будем держать исполнение этого документа на общественном контроле.

Что позволит сохранить исконную среду проживания народов? Здесь важны образование территорий традиционного природопользования в местах проживания и ведения хозяйственной деятельности КМНС, организация контроля и соблюдение особого режима их функционирования.

Обращаю внимание на несовершенство механизмов господдержки общин КМНС и других организаций, занятых в сохранении традиционной культуры. Зачастую поддержка не доходит до самих представителей малочисленных народов. Например, мы в последнее время видим, как более предприимчивые представители «околоэвенкийских» сообществ, пользуясь правовой безграмотностью, природной скромностью оленеводов и охотников, безнаказанно используют средства не по целевому назначению.

Еще хотела бы сказать об отсутствии серьезной поддержки некоммерческих организаций КМН в Иркутской области, чьей уставной деятельностью является возрождение, сохранение и популяризация традиционной культуры народов Севера. Очень важно в первую очередь поощрять общественные инициативы сообществ малочисленных народов. Все финансирование идет в муниципальные учреждения культуры. Сами тофалары и эвенки остаются зачастую без внимания.

Также есть нерешенные проблемы доступности и качества образования, подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера.

 

– Как, на ваш взгляд, можно решить проблему сохранения горно- таежного оленеводства в Прибайкалье?

– Это особый вид хозяйственной деятельности эвенков и тофаларов сегодня на грани исчезновения. Необходим профессиональный анализ с участием общественности КМН, текущего состояния оленеводства в Иркутской области, выявление проблем, оценка перспектив развития этого вида деятельности.

Необходимо принятие экстренных мер финансовой и материально- технической поддержки для сохранения данного уникального вида деятельности.

Союз содействия КМНС Иркутской области предлагает включить общины, занятые в охотхозяйственной деятельности, в реестр сельхозтоваропроизводителей, чья продукция должна быть однозначно отнесена к продукции сельского хозяйства.

Нужно пересмотреть общероссийский классификатор экономической деятельности в части видов традиционной хозяйственной деятельности северных территорий.

Учитывая особенности и отличия горно-таежного оленеводства от тундрового оленеводства, нужно закрепить законодательно понятие «горно-таежное оленеводство» как отдельный вид сельскохозяйственной отрасли.

 

– Зачем создается реестр КМНС?

– Для эффективной реализации мер господдержки. Ряд регионов уже заключили соглашение с Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН). Это в разы упрощает получение государственной услуги лицами, относящимся к КМН.

Сейчас, чтобы попасть в список ФАДН России, необходимо почтой лично направить заявление и прилагаемые к нему копии документов, заверенные нотариально. Это сложно для жителей отдаленных территорий. Получение услуги через региональный многофункциональный центр значительно упростит процесс постановки на учет.

У представителей северных народов будет возможность один раз подтвердить свою национальную принадлежность, а не предоставлять каждый раз документы профильным ведомствам. Система заработает с февраля.

 

– Какие мероприятия планируются в Год культурного наследия народов России в Иркутской области?

– В июле на территории Приангарья пройдет Тунгусский Конгресс, на который съедутся эвенки из 10 субъектов России. Это мероприятие инициировано российским Союзом эвенков. Также пройдет Вторая Байкальская языковая школа.

Необходимо вдохнуть новую жизнь в областной фестиваль КМН «Северный Аргиш», который проводится с 2013 года. Средств на него не хватает. Больше усилий надо направлять на поддержку и развитие самобытной традиционной культуры северных народов. Уходят носители, знатоки культуры. Все мероприятия должны быть направлены на создание условий и мотивации у самих представителей народов, на их активное вовлечение и участие.

«Эвенкийский национальный культурный центр» в Катанге давно работает без своего помещения. В Тофаларии община «Мадар» долгие годы пыталась получить поддержку для создания общественного музея тофаларской культуры. В Казачинском и в Бодайбинском районах также достаточно проблем в вопросах сохранения национальной культуры. Надеемся, что с помощью областного министерства культуры получится изменить ситуацию.