Боханская труженица тыла год ждала выплаты к 75-летию Победы

«Мама плакала: почему про меня забыли…»

Выплату к 75-летию Победы труженики тыла получили еще в апреле, а жительница села Тараса Боханского района Анна Соболева – только через год. Помогли в этом активисты Общероссийского народного фронта Иркутской области.

 

Украденное детство

Когда началась Великая Отечественная война, Ане шел одиннадцатый год. У отца с матерью было пятеро детей, она младшая. Двух братьев забрали на фронт, и Аня вместо школы пошла работать в колхоз. В селе Ранжурово Кабанского района Бурятии, где тогда жила ее семья, колхоз был рыболовецким. Чуть свет все грузились в лодки и до позднего вечера ловили сетями рыбу. Часто приходилось оставаться и на ночь, чтобы утром снова начать рыбачить.

– Работа была очень тяжелой, – вспоминает Анна Доржеевна. – Омуля тогда в Байкале было много, пока вытягиваешь сети, все руки изрежешь в кровь.

Богатый улов полностью сдавали на рыбпункт, для себя колхозникам разрешалось оставлять только сорную рыбу, да и то в строго ограниченном количестве на каждого работника. В 1942 году умер отец, и семье пришлось еще тяжелее.

– Голод и холод – это все, что я запомнила о своем детстве, – с горечью рассказывает Анна Соболева. – Ни одежды у нас теплой не было, ни хорошей обуви. Ветер-не ветер, мороз-не мороз – выходи «в море». Даже в самые лютые холода рыбалка не прекращалась ни на один день.

Долгожданная Победа принесла семье большую радость – с фронта вернулись живыми и невредимыми Баир и Цырен. А еще через несколько лет Анна вышла замуж за своего односельчанина Павла Соболева.

 

Дети чабанов

Хоть и зажили молодые своим домом, работали по-прежнему в колхозе, как и в войну ловили рыбу. Один за другим у них народилось пятеро ребятишек. В начале 60-х, когда уловы стали гораздо меньше, и колхозы начали закрываться, супруги решили переехать в Забайкальский край, где Анна с Павлом устроились чабанами. Жили в юртах, кочевали с отарами по степи.

– Мы дети чабанов, – поясняет старшая дочь Анны Доржеевны Вера. – Все в интернате выросли. Другие ребятишки летом в лагеря ездили, отдыхали, а мы всегда с родителями овец пасли. Отара до тысячи голов доходила, так что лишние руки всегда пригождались.

Работала чабаном Анна Доржеевна до 60 лет. Ее стаж как ветерана труда – 42 года. Вместе с мужем они воспитали таких же трудолюбивых детей. Старший сын Андрей – строитель, сегодня уже сам пенсионер, Вера всю жизнь проработала поваром, Валерий – сварщик, ветеран Афганистана, Татьяна работает в военизированной охране, а младший Сергей – известный в Улан-Удэ столяр.

Когда умер отец, Вера Павловна забрала маму к себе в село Тараса.

– Остальные братья и сестры живут в городе, и она не захотела к ним переезжать, – пояснила дочь. – Всю жизнь мама на земле прожила, тяжело пожилому человеку привычный уклад менять.

 

Подарок к 90-летию

В прошлом году подруги Анны Доржеевны начали получать выплаты к 75-летию Победы, а она нет, бабушке стало очень обидно.

– Мама плакала: почему про меня забыли, я что, меньше других работала? – делится дочь. – Начала я хлопотать, тормошить сельскую администрацию. Те сказали, что отправили запрос в Забайкалье. В ожидании на «нервах» прошли лето и осень. Потом написала о ситуации на прямую линию президента. Вскоре нам позвонили из Общероссийского народного фронта, и дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки.

Общественники связались с Пенсионным фондом и выяснили, что проблема с задержкой выплаты заключалась в ошибке, допущенной в отчестве Анны Соболевой. В паспорте записано Доржеевна, а в удостоверении ветерана труда и остальных документах – Доржиевна. Коллеги из Забайкалья также прислали документ, подтверждающий ее труд в детском возрасте.

Накануне Международного дня 8 Марта активисты ОНФ приехали к Анне Соболевой домой. Вместе с ними была и сотрудник почты, которая вручила ветерану тыла заслуженное денежное вознаграждение – 50 тыс. рублей.

– Мы искренне рады за Анну Доржеевну. Обрабатывая обращения, поступившие на прямую линию от жителей Иркутской области, стараемся в первую очередь уделять внимание ветеранам войны и людям, особо нуждающимся в заботе и внимании, – сказала глава регионального исполкома ОНФ в Иркутской области Елена Зубун.

А бабушка поделилась, на что собирается потратить этот «подарок»:

– 2 августа мне исполняется 90 лет. Хочу собрать всех за одним столом и устроить пир на весь мир. У меня ведь, кроме детей, уже 15 внуков и 17 правнуков! Старшая внучка – студентка в Иркутске, говорит, замуж собирается. Надеюсь дождаться праправнуков!