Казаки преодолели 45 км по льду от Листвянки до Танхоя

Перешли Байкал

Участниками традиционного крестного хода – Байкальского ледового перехода – стали 30 человек из Иркутского, Забайкальского, Черноморского казачьих войск, а также группа добровольцев из Иркутска и Улан-Удэ. 6 марта они пересекли Байкал по льду от Листвянки до Танхоя в память о Сибирском ледяном походе 1920 года.

Молебен в храме Святого Николая в Листвянке начался утром, в 6.30. После него на торжественном построении к группе с напутственной речью обратился атаман Иркутского казачьего войска Анатолий Никитин. По его словам, идея перехода в том, чтобы сохранить память о Гражданской войне. Такая форма популяризации истории позволяет прочувствовать реалии тех драматических событий и объективно взглянуть на них. Не менее важное значение имеет общее примирение русского народа, зачастую идеологически расколотого на «красных» и «белых» и по сей день. Подобные акции патриотическая общественность Иркутска проводит с 2004 года.

 


Казаки перешли Байкал в память о Сибирском ледяном походе 1920 года

 

После этого группа ступила на лед Байкала. Общая протяженность перехода с учетом обхода торосов и трещин составила около 45 км. Время в пути – 15 часов.

– Переход выдался непростым – последние 10 километров путь пролегал через глубокий снег и торосы, но, несмотря на все сложности, к девяти часам вечера замыкающая часть группы вошла в Танхой, – рассказал командир отряда, начальник штаба Иркутского казачьего войска есаул Валерий Бобров.

Переход посвятили завершающему этапу Гражданской войны в Восточной Сибири, когда в середине февраля 1920 года остатки отступающей Русской армии генерала Каппеля переправились через Байкал и ушли в Читу. Исторически маршрут Сибирского ледяного похода в 1920 году пролегал от села Большое Голоустное до города Бабушкин в Бурятии. Тогда Байкал по льду преодолело около 35 тыс. человек, включая женщин и детей. В те дни был очень сильный мороз, до минус 40 градусов. Люди были измождены предыдущим маршем и при переходе многие погибли.

 


Общая протяженность перехода с учетом обхода торосов и трещин составила около 45 км, время в пути – 15 часов

 

В этом году маршрут впервые решили изменить, чтобы показать гостям поселок Листвянка. В переходе участвовали люди разных возрастов – от подростков до пенсионеров. К группе примкнули члены клуба «Ходим-бродим» из Улан-Удэ. Для многих это был не первый ледовый поход. В частности, есаул Александр Иванов из Крыма принимает участие в нем в шестой раз, специально подстраивая под событие свой отпуск:

– В первый раз я пересек Байкал в 2014 году. Мы шли со стороны Бурятии в Большое Голоустное. По итогам акции в Харлампиевском храме Иркутска состоялась встреча, на которой я передал иконы, привезенные из Херсонеса. Тогда мне все было в новинку – общение с этими людьми, величественная природа Байкала. Я даже написал путевой очерк «Переход казаков через Байкал». Нынешний поход лично для меня был достаточно комфортным и эмоциональным, ведь мне впервые удалось посетить Листвянку, увидеть Шаман-камень, описание которого есть в исторических воспоминаниях о тех временах. И оттуда тоже двигались колонны в 1920 году.

Александр Иванов принимал участие в организации перехода. По его словам, из экипировки у всех участников были альпинистские «кошки», чтобы не скользить по льду, запас еды и воды для перекусов. Впереди основной группы шел небольшой отряд разведки.

– Мы выстраиваемся колонной и сначала идем в темноте с фонариками. Когда наступает рассвет, первое напряжение спадает, и движемся уже в более свободной обстановке, – рассказал он. – Люди знакомятся, общаются. В этот раз лед чистый, гладкий, а по наносам плотного снега идти легко. Больше половины пути мы прошли в хорошем ритме, ветра не было. Потом начались осадки, и нам пришлось двигаться по щиколотку в рыхлом снегу, который по мере приближения к берегу становился еще глубже, встречались небольшие торосы. Люди устали, группа растянулась, но все дошли без особых проблем. Кстати, хочу подчеркнуть, что это не просто маршрут выходного дня. У перехода важная задача – прочувствовать те трагические страницы истории, свидетелями которых были байкальские льды. Думаю, у этого события большой, не раскрытый потенциал, и оно нуждается в популяризации.