28.12.2021 13:10
Фото
из архива Бильчирской школы
Фото:
из архива Бильчирской школы
28.12.2021 13:10

Сохраняя родное наречие

Инновационный опыт, новые направления и планы. В администрации Усть-Ордынского Бурятского округа подвели итоги работы отдела по национальным языкам за истекший год.

В работе совещания приняли участие заместитель губернатора Иркутской области – руководитель администрации Анатолий Прокопьев, представители министерства образования, Института развития регионального образования и специалисты, курирующие образовательные организации с этнокультурной составляющей.

 

При поддержке программы

Государственная поддержка бурятского языка в УОБО связана с ведомственной целевой программой, по которой, например, разработан учебно-методический комплекс по бурятскому языку «Буряад хэлэн» для 1–4 классов. В этом году завершена работа над пособиями для 5 класса, такой же комплекс планируется разработать вплоть до 9 класса основной школы. В учебном году по новым пособиям обучались 463 первоклассника и 519 второклассников окружных школ.

Региональным учебно-методическим объединением разработана и утверждена Парциальная образовательная программа по бурятскому языку для детсадов. В первом мастер-классе по ее апробации в режиме онлайн приняли участие 56 дошкольных работников, педагогов и специалистов. Демонстрация педагогического опыта и программы получили высокую оценку. Но педагоги обозначили и проблему – отсутствие учебно-наглядных пособий, детской художественной литературы на родном языке, слабое материально-техническое оснащение детских садов. Принято решение о создании творческой группы по разработке пособий к Парциальной программе. Вскоре муниципальные управления образования округа получат интерактивные учебно-наглядные вещи: звуковой алфавит, микрофон, наборы карточек и другое.

– В уходящем году в план работы отдела были включены новые мероприятия: окружной межмуниципальный конкурс мультфильмов на родном языке «Легенды Байкала», окружной межмуниципальный конкурс «Лучшая образовательная организация с этнокультурной составляющей». Нестандартно проведена акция единого действия, посвященная международному Дню родного языка в форме челленджа. Был организован и проведен межрегиональный турнир «Номто» по бурятскому языку для детей дошкольного возраста совместно с Республикой Бурятия. И все это наряду с уже ставшими традиционными мероприятиями: Месячник родного языка, КВН, окружной межмуниципальный конкурс «Лучший учитель родного языка», окружная олимпиада по бурятскому языку среди обучающихся 5–9 классов, проведенная в декабре этого года в режиме онлайн, – перечислила Вероника Харбанова, начальник отдела по национальным языкам администрации УОБО.

 

Успехи гимназии

Сегодня можно говорить о том, что переломлена негативная ситуация по ежегодному снижению сети образовательных учреждений с изучением бурятского языка. С 1 сентября 2021 года его изучение началось еще в 16 образовательных организациях – в восьми школах и восьми детских садах.

Для методического сопровождения преподавания родного языка в УОБО работает методическое объединение педагогов-родноведов. В круг его задач входит анализ проблем по изучению и преподаванию бурятского языка и литературы, экспертная оценка и рекомендации, разработка предложений по развитию направления.

В прошлом году открылась первая в истории Усть-Ордынская гимназия-интернат лингвистической и этнокультурной направленности. Ее работа связана с сохранением и развитием национальной самобытности. Этнокультурный компонент интегрирован в преподавание всех учебных предметов от языка и литературы до музыки и краеведения.

 

 

В гимназии успешно действует программа «Тоонто нютаг» («Моя малая родина»). А по проекту «Байкальские ростки» ребята и педагоги работают совместно с представителями других этнических сообществ, проживающих в округе. Также они взаимодействуют с объединениями и организациями в сфере культуры и искусства посредством технологии виртуальной реальности, искусственного интеллекта. Проект был представлен на Московском международном салоне в октябре 2021 года.

– За год деятельности гимназия доказала свою состоятельность, мы гордимся ее успехами в учебной и внеурочной деятельности, – подчеркнула Вероника Харбанова.

 

Центры семейного общения

Опыт создания этнокультурной среды в гимназии получил продолжение – в августе этого года Обусинская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Шадаева в Осинском районе преобразована в школу-интернат этнокультурной и спортивной направленности.

Семейному изучению родного языка способствует открытый в феврале этого года просветительский центр «Буряад хэлэнэй байшан» («Дом бурятского языка») при местной религиозной организации буддистов Усть-Ордынского дацана.

В Усть-Ордынской Национальной библиотеке им. М.Н. Хангалова с июня открыт Центр семейного общения на бурятском языке «Сайн байна! Здравствуйте!». Проект разработан в партнерстве с Иркутской региональной общественной организацией «Центр сохранения историко-культурного наследия «Булаг» и реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. В центре создали игровую зону, место для чтения и отдыха, видео-зону и кабинет для индивидуальных занятий. Также есть словарь с дополненной реальностью «Толи-3d», звуковая азбука «Шагай наадан» и куклы, говорящие на бурятском языке.

Сегодня идет подготовка к открытию Центра семейного общения на бурятском языке «Ая-ганга» на базе Межпоселенческой центральной библиотеки им. А.В. Вампилова в поселке Кутулик Аларского района. Этот проект также стал победителем гранта президентского фонда культурных инициатив.

Центр изучения бурятского языка «Булжамуур» («Жаворонок») для детей и взрослых в октябре открыт и в поселке Ново-Нукутский.

 

«Мы все делаем абсолютно правильно»

В уходящем году в округе прошел ряд тематических мероприятий. Это межрегиональный научно-практический симпозиум «Родные языки народов России», методические семинары, языковые конференции. Также специалисты округа приняли участие в научной конференции «Родной язык – источник исторической памяти и культурного наследия», состоявшейся в сентябре в Казани.

– Мы уверены, что все делаем абсолютно правильно. Несмотря на проблемы, есть достаточно неплохие позитивные моменты. Выстроена преемственность в изучении бурятского языка: семья – детский сад – школа, – резюмировал Анатолий Прокопьев. – Мы, конечно, понимаем, что у нас недостает разговорной среды. В то же время при помощи наших культурных, языковых мероприятий совместно с коллегами в районах, при поддержке областных властей мы продолжаем работу по обеспечению условий для сохранения, развития и популяризации бурятского языка и языков народов, традиционно проживающих на территории округа.

 

Только цифры:

Сегодня в округе работают 206 школ, 97 детских садов, 12 учреждений дополнительного образования.

В 2021 году с 78 до 86 увеличилось количество школ с изучением бурятского языка.

Преподавание родного языка ведется в 57 детских садах.

Количество детей, изучающих бурятский язык, увеличилось в полтора раза – с 5236 до 7658.

 

Фото из архива Бильчирской школы