«БАМ научил нас ценить дружбу»

«Мы все прекрасно понимаем, что без БАМа Сибирь, Иркутская область были бы совершенно иными. Магистраль дала огромный толчок к развитию. И сегодня это важнейшая транспортная артерия, а все, кто строил БАМ, – настоящие герои, их подвиг нельзя забывать», – сказал губернатор Игорь Кобзев. С этими героями мы знакомим вас в специальном проекте «БАМ – стройка века».

 

Бери топор и руби просеку

Поселок Звездный основали в мае 1974 года, а первый десант строителей Байкало-Амурской магистрали прибыл сюда в январе. Расположен он в устье реки Нии, в 62 км к юго-востоку от Усть-Кута. Здесь же появилась первая станция западного участка комсомольской стройки, одним из участников которой был Варужан Грачикович Матосян.

 

 

Находясь на службе в армии в железнодорожных войсках, он узнал от капитана, что в Сибири будут строить трассу «Амур-Байкал». И после демобилизации в составе делегатов от Армении сразу отправился работать на Байкало-Амурскую магистраль.

– Мы выехали в специальном поезде номер 14 с Ярославского вокзала 27 апреля 1974 года, всего было 700 человек со всех республик. По дороге делали остановки. Все для нас, молодых, было новым. 1 мая прибыли в Тайшет, половина участников направилась в Тынду, а другая – в Усть-Кут. В Братске меня впечатлила великолепная Братская ГЭС. 2 мая в Усть-Куте медики проверили состояние здоровья, и на вертолетах нас забросили к месту работы, – вспоминает Варужан Грачикович. – В армии я получил специальность водителя, но в тайге не было дорог и техники. Значит, бери топор и руби просеку. Научили обращаться с бензопилой «Дружба». Распределили между бригадами участок от Усть-Кута до Звездного по полтора, два, три километра. Жили мы в палатках на берегу Лены, рубили лес, валили деревья – готовили полотно под железную дорогу. Зимой работали в морозы по 50 градусов и ниже. Молодыми не придавали особого значения бытовым трудностям, укусам комаров. Помню, как кормили кашей, оставшейся от обеда, бурундуков – мы называли их «белка в тельняшке». Через год появились механизированные колонны, и я пошел уже работать по специальности.

Варужан Грачикович часто летал в Усть-Кут, там и познакомился с будущей женой. Параллельно получил высшее образование в Иркутске, выучился на инженера-механика. Работал механиком, главным механиком, руководителем «Замбамстрой». Вспоминает, что частым гостем на БАМе был журналист «Советской молодежи» Борис Соломонович Ротенфельд.

– Мы работали всем миром, всем Союзом, – говорит Варужан Грачикович. – У нас тогда были другие идеалы – на БАМ ехали не за деньгами. Нам хотелось проверить, на что мы способны, сможем ли выжить в тайге. Наверное, мы ехали за голубыми далями. К сожалению, сегодняшняя молодежь не знает, что такое физический труд.

 

Случайности не случайны

Елена Сергеевна Губаева попала на БАМ почти случайно. Выпускницей биолого-почвенного факультета Иркутского госуниверситета по распределению приехала в село Бобровка Усть-Кутского района, но оказалось, что произошла ошибка, и педагог в школу там не нужен. Накануне учебного года в Усть-Куте проходила районная педагогическая конференция, в которой Елена приняла участие. Здесь и познакомилась с командой молодых педагогов БАМа.

 

 

– Мне сказали, что в Звезднинской школе нет учителя химии. Так я и оказалась на БАМе, хотя в то время попасть туда было невозможно, отбирали самых достойных, была строгая пропускная система, – вспоминает наша героиня. – На вертолете нас забросили в Звездный. Оказалось, что поселок – это сопка, заросшая лесом. Первопроходцы рубили лес, техника срезала верхний грунт, получалась площадка под строительство. Потом снова рубили, снимали грунт, но уже на другом уровне сопки. Таким образом получилась как бы огромная лестница, эти площадки мы называли полками. Под грунтом была глина, мы ходили по поселку в сапогах, застревая в вязкой массе. Позже при строительстве брусовых домов появились и тротуары – их делали из досок.

Сперва все жили в палаточном городке на берегу реки. На первый взгляд, это была обычная палатка, но жить там можно было даже зимой. Двойные стены из досок, между ними засыпана земля. Посередине – длинный коридор, большой, как в общежитии, две печки по краям. У каждой прибывшей делегации была своя палатка. На той, где жили учителя и первый директор школы Леонид Выговский с женой, была нарисована ромашка. Елена делила небольшую комнатушку с учительницей русского языка.

 

 

За лето построили большие общежития, школу, столовую, клуб, несколько 12-квартирных брусовых домов. Строительство поселка вел СМП-266, который перекинули из Игирмы, люди приехали семьями. Для возведения железнодорожного моста через Таюру приехал мостоотряд, прибыли «Магирусы». Одновременно строился поселок и дорога – рубили лес, делали насыпи, укладывали пути. Елена Сергеевна хорошо помнит, как было холодно, когда встречали первый поезд в конце декабря 1975 года. Это было через день после свадьбы Елены и Жоры.

 

 

Супруги Губаевы создали свою семью на БАМе, они вместе уже 46 лет. Жора Иосифович Губаев поехал на БАМ от грузинской делегации в составе отряда 17 съезда ВЛКСМ. Познакомились молодые в клубе, на танцах. Елену впечатлил кавказский характер будущего мужа. С улыбкой вспоминает она, как в период ухаживания в столовой он вставал в конец очереди учителей и расплачивался за всех, так как у него была самая большая зарплата. Звездный записан местом рождения обоих детей Губаевых, но родились они в Иркутске. Дети давно стали взрослыми и подарили родителям по две внучки. БАМу отдано 16 лет жизни, девять лет прожили супруги в Усть-Илимске, теперь живут на родине Елены, в Иркутске.

– Я до сих пор общаюсь с нашими Звезднинскими учителями – живут они в Иркутске, в Москве, Подмосковье, на Урале, в Новосибирске. Муж принимает участие в работе группы бамовцев города Иркутска. БАМ оставил большой след в нашей жизни, БАМ научил нас ценить людей, дружбу, – говорит Елена Сергеевна.