В ответе за тех, кого приручили

Главной темой депутатского часа 48-й сессии Заксобрания стали бездомные животные. Только в этом году в регионе зарегистрировано около 15 тыс. брошенных собак и кошек, а новых хозяев обрели лишь 1700. Парламентарии обсудили вопросы по строительству государственных приютов, грантовой поддержке НКО, изучили опыт других регионов.

 

Приюты для бездомных животных

О ситуации с бродячими животными парламентариям доложил руководитель службы ветеринарии Иркутской области Сергей Шевченко. Приведенные им данные показывают, что за год число уличных кошек и собак сократилось почти на 2,6 тыс. особей, или на 14,2%, при этом расходы по обращению с безнадзорными животными по сравнению с годом ранее выросли на 18,2%, до 67,7 млн рублей. В 2022 году сумма в областном бюджете закладывается еще больше – 89,3 млн рублей.

На сегодня проведены мероприятия по отлову 5023 особей. Большинство животных после стерилизации и вакцинации против бешенства возвращены в прежнюю среду обитания. Стоит отметить, если ранее организации получали финансирование за количество отловленных собак и кошек, то сегодня мероприятия в рамках муниципального контракта учитывают в том числе транспортировку, клинический осмотр, маркировку, неотложную ветпомощь, если она требуется, стерилизацию и выпуск на волю.

Для решения вопроса с бездомными животными к работе привлекаются некоммерческие организации (НКО), в областном бюджете на эти цели предусмотрены гранты – в текущем году это 19 млн рублей. Максимально на создание приюта общественники могут получить до 3,8 млн рублей.

– Эти средства можно направить на поставку модульных зданий, приобретение ветеринарного оборудования, специализированного оборудования для содержания животных, транспорта для их перевозки, на приобретение материалов для строительства вольеров, ограждений, обеспечение водоснабжением и другое, – отметил Сергей Шевченко.

В этом году только усольское городское общество защиты животных «Надежда» смогло получить такой грант, хотя желающих гораздо больше. Камнем преткновения для общественников является отсутствие земельного участка, находящегося в собственности или в аренде.

– Главам муниципальных образований неоднократно было рекомендовано рассмотреть возможность и оказать содействие в предоставлении участков НКО для создания приютов. Но пока с этим, а также с переводом уже имеющих участков в другую категорию, общественники испытывают трудности, в том числе в Иркутске, Братске и Ангарске. При этом земельные вопросы успешно решаются в Усолье-Сибирском, Саянске, Нижнеудинске и Усть-Куте, – подчеркнул Сергей Шевченко.

Он также обратил внимание, что поддержка НКО является менее затратным вариантом для регионального бюджета, чем строительство государственных приютов. В настоящее время завершился второй конкурс грантов, победители получат финансирование до конца текущего года.

По просьбе председателя Законодательного Собрания Александра Ведерникова опыт обращения с животными без владельцев представил председатель комитета ветеринарии Нижегородской области Михаил Курюмов, который сообщил о существовании в регионе 17 приютов, где отловленные животные содержатся от 20 до 90 дней. При этом ветеринарный осмотр и вакцинация для них проводится на безвозмездной основе. При планомерной реализации всего комплекса мероприятий первые три года наблюдалась стагнация популяции, и только затем ее численность стала уменьшаться.

 

Разница в подсчетах

Во время обсуждений вице-спикер ЗС Лариса Егорова отметила, что оптимизировать работу необходимо с проведения качественного мониторинга.

– Хочу обратить внимание: в 2020 году в Иркутске отловлено 1838 животных, в 2021 году по муниципальным контрактам – 1150, по коммерческим договорам – 230, плюс работа волонтеров и зоозащитников, даже падеж учтен. Получается, что в этом году всех собак в Иркутске, которые были посчитаны и учтены в контрактах, отловили. При этом меньше их в городе не стало. Может, мы неправильно их считаем или контролируем? – спросила Лариса Егорова.

Сергей Шевченко сообщил, что на уровне федерации нет общей методики, по которой проводится мониторинг численности бродячих собак и кошек. В Иркутской области используется визуальный подсчет в течение первого полугодия текущего года. Для сравнения, в Нижнем Новгороде применяется методика на основе математических моделей. Этот опыт был опробован на территории Иркутска, по итогам стало понятно, что необходима адаптация методики под местные условия.

Также Лариса Егорова поинтересовалась, по какой методике определяется, агрессивное животное или нет:

– Сегодня приюты сами решают, агрессивная собака или нет. Согласно закону такие собаки должны содержаться пожизненно. Применяются ли в этих целях какие-то тесты или нет, где берут деньги приюты на содержание агрессивных собак?

Отвечая на вопрос, Сергей Шевченко сообщил, что признание животных агрессивными относится к компетенции федерального органа исполнительной власти. В регионы поступил проект методических рекомендаций, субъекты РФ готовят по нему свои рекомендации.

Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Роман Габов отметил, что регулировать численность животных без владельцев можно путем принятия на федеральном уровне нормативно-правового акта об обязательной стерилизации.

– В рамках опережающего правового регулирования на уровне области планируются какие-то шаги в этом направлении? – поинтересовался парламентарий.

По словам Сергея Шевченко, по поручению президента такой документ разрабатывается. Он уточнил, что поскольку речь идет об ограничении прав граждан, а именно владельцев кошек и собак, то принять соответствующий закон можно только на федерально уровне.

 

 

В свою очередь Роман Габов подчеркнул, что в Иркутской области необходимо проработать вопрос о льготных ценах на стерилизацию домашних животных. Пока стоимость этой услуги доступна не для всех жителей региона, поэтому невозможно добиться серьезного сокращения численности уличных кошек и собак.

Депутаты продолжают работу по вопросу обращения с безнадзорными животными, Законодательное Собрание, в частности, готовит свои рекомендации правительству региона и органам местного самоуправления.