Учимся выбирать качественные продукты

Контрольная закупка

Как правильно читать маркировку на упаковке продукта, и почему ГОСТ не всегда гарантирует качество? Об этом мы спросили начальника отдела стандартизации Иркутского ЦСМ Росстандарта Веру Попцову.

– Первое, на что должен обратить внимание потребитель, это наименование продукции, – отметила она. – Если, например, вы хотите купить молоко, то на упаковке должно быть написано «молоко питьевое», а не молокосодержащий продукт, не молочный напиток. Или, например, «сметана», а не – сметанка, сметаночка, сметановна и так далее.

После этого нужно прочитать состав продукта, имея в виду, что ингредиенты располагаются по мере убыванияих массовых долей. То есть максимальное содержание сырья – на первом месте и далее по мере убывания. Важно не забыть сверить дату выработки и срок годности.

Следующим параметром, который расскажет нам многое о продукте питания, может стать нормативный документ, в соответствии с которым он произведен – ГОСТ или ТУ.

– Технические условия устанавливают требования к конкретным наименованиям продукции, – пояснила Вера Попцова. – Возьмем, к примеру, колбасу вареную «Докторская». Если изготовитель выпускает данную продукцию, то все требования указанного на маркировке ГОСТ являются обязательными для исполнения, в том числе и состав сырья.

Или еще пример – есть ГОСТ на яйца куриные пищевые, но в нем не предусмотрены требования к обогащенному куриному яйцу. Если производитель витаминизирует свою продукцию, то он разрабатывает свои технические условия. Кроме того, ТУ разрабатываются на новый продукт, или когда в товаре есть какое-то ноу-хау. Нужно внимательно смотреть на маркировку.

– Часто потребитель не знает наименование ГОСТа и область его применения. У меня был такой случай, когда я искала на банке сгущенного молока нормативный документ, в соответствии с которым изготовлен продукт, и мне продавец указал на ГОСТ ИСО 9001, но дело в том, что это требования к системе менеджмента качества на предприятии, а к самой продукции он никакого отношения не имеет, – рассказала Вера Попцова. – Но сегодня почти у каждого потребителя есть при себе смартфон, где можно посмотреть обозначение и наименование ГОСТа.

Иногда производители не указывают категорию мясной продукции на этикетке. Хотя в национальных стандартах на нее есть разграничения по содержанию массовой доли мышечной ткани.

– Эта маркировка необходима, чтобы потребитель мог выбрать соотношение цены и качества товара, – подчеркнула Вера Попцова. – Например, для вареной колбасы категория А – более 60% содержания массовой доли мышечной ткани, категория Б – от 40 до 60%, В – от 20 до 40%, Г – от 5 до 20%. Если мы берем колбасу по высокой цене, то соответственно рассчитываем, что она будет высокого качества! Для разных видов мясной продукции в нормативных документах установлены разные категории, которые предусматривают разное процентное содержание в них массовой доли мышечной ткани – для полуфабрикатов пять категорий, для вареных колбас – четыре категории, для полукопченых колбас – три категории, а для варено-копченых всего две категории.

Если говорить о пищевых добавках с индексом Е, то это согласно международной классификации означает, что добавка одобрена и безопасна в установленном количестве для потребителя.

– Сегодня ни один изготовитель не возьмет на себя ответственность применять не одобренные пищевые добавки – эмульгаторы, красители и другие, и тем более завышать их допустимые нормативы, которые установлены Техническим регламентом таможенного союза «О безопасности пищевых добавок и технологических вспомогательных средств», ведь за нарушением последует штраф, отметила Вера Попцова. Но есть продукты, где такие добавки, как красители, недопустимы. Например, в красной рыбе или икре. А вот, например, в макаронных изделиях их применение не запрещено. Ну и, конечно, потребитель голосует рублем – если товар будет некачественный, он его уже не купит во второй раз.

Еще один важный момент подтверждения безопасности – аббревиатура ЕАС – Евразийского соответствия (EurasianConformity) на упаковке. Это единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Евразийского экономического союза. Он свидетельствует о том, что продукция прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза процедуры оценки и соответствует требованиям.

Базовый размер знака должен быть не менее 5 мм. Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию. Он может быть выполнен любым способом, обеспечивающим четкое и ясное его изображение в течение всего срока службы продукции.

– Требования технических регламентов – это минимальные требования безопасности, – подчеркнула Вера Попцова. – Для подтверждения соответствия продукции по показателям качества Росстандарт разработал Национальную систему сертификации. Если товар прошел подтверждение соответствия в ней, то на продукцию наносится QR-код. Он при сканировании приведет вас в реестр товаров с указанием производителей, которые подтвердили высокое качество своей продукции. Если такая маркировка есть, то ее можно проверить прямо в магазине – и это очень удобно для потребителя!

 

Реестр производителей прошедших сертификацию в Национальной Системе Сертификации Росстандарта.