Супруги из Иркутского района мечтают создать страусиную ферму

Любители экзотики

«Птицанутые», – иронизируют над Вологжиными друзья. Вместо привычных для села коров и поросят супруги Юлия и Алексей разводят в Иркутском районе необычных птиц. Дома у них живет австралийский попугай, а во дворе – декоративные куры, фазаны, павлины, страусы эму и нанду.

 

«Ждите, когда заговорят»

– Приехали бы немного пораньше, увидели бы всю красоту прямо во дворе, а сейчас заходите в стайки, – встречает журналистов хозяин.

Буквально день-два назад, говорит, они загнали своих необычных питомцев в теплые помещения, а до начала ноября они прекрасно себя чувствовали на улице.

Вопреки ожиданиям, «интуристы» оказались не из робкого десятка. Они не шарахались от незваных гостей, а наоборот – с любопытством разглядывали, пытаясь даже контактировать – клюнуть прямо в блестящую заклепку на куртке.

– У вас в соседней стайке живут поросята? – услышав громкое хрюканье, интересуемся у Алексея.

– Нет, – смеется тот. – Такой звук издают самцы эму. А самочки «барабанят».

Как по команде тут же раздается громкая барабанная дробь – приветствие «слабой» страусиной половины.

– Когда вывелись птенцы, мы долго не могли понять, какого они пола. «Ждите, когда заговорят», – советовали нам другие заводчики. Тогда только и разобрались.

 

 

В небольшом вольере по соседству жмутся друг к другу птенцы североамериканских страусов нанду. Они тоже оказались довольно ручными, спокойно позволив взять себя на руки. А на втором этаже вместе с хохлатыми и шелковыми курами обосновался павлин. К сожалению, увидеть его великолепный хвост нам не удалось. Как выяснилось, павлины сбрасывают свой шикарный шлейф поздней осенью, чтобы отрастить за зиму новый. И уже весной продемонстрировать свое главное украшение привередливым самкам.

На улице в отдельном вольере живет пара фазанов. Самочка, как водится, невзрачная, этакая «серая мышка», зато кавалер щеголяет ярко-красными серьгами, пестрым длинным хвостом и изумрудным ожерельем.

 

 

– Это обычные румынские фазаны, – прерывает наше восхищение хозяин. – Видели бы вы золотых. Они, как драгоценные слитки, просто сверкают на солнце, а алмазные вообще переливаются всеми цветами радуги. Только на прошлой неделе мы всех вывезли в Черемховский район на базу, там они у нас зимуют. А эту пару оставили просто для души.

 

 

Едва переступив порог дома, знакомимся с еще одной «достопримечательностью» – австралийским попугаем. Обрадованный приходу гостей, он тут же начинает фамильярничать: бегать по плечам и голове, щипать за руки, а заметив на столе диктофон, пытается старательно выковыривать клювом кнопки. На замечания хозяина Иннокентий раздражается громкой возмущенной тирадой. К счастью, на своем, а не человеческом языке.

 

Эму и нанду

– Мы всегда держали животных: кроликов, кур, даже поросят, а потом нас «перемкнуло» на птицах, – улыбается Юлия. – Сначала развели фазанов, потом павлинов. А страусов мне захотелось лет шесть назад.

 

 

Сначала супруги купили яйца африканских страусов. Чтобы вывелись птенцы, Алексей переделал под страусиные яйца обычный куриный инкубатор. Птенцы вылупились изо всех, но до половозрелого возраста, к сожалению, ни один из них не дожил.

– Мы, например, не знали, что страусят не нужно кормить и поить в течение семи дней после вылупления, пока не рассосется желточный мешочек. Иначе – заворот кишок. Так у нас погибло несколько. Остальные пропали, когда были размером уже около метра, – вспоминает Юлия.

Следующей покупкой стали яйца австралийского эму, которые они привезли из Омска. Это приобретение оказалось гораздо более удачным.

– Обитатели зеленого континента удивили нас своей неприхотливостью, – делится Алексей. – За ними вообще просто ухаживать. Гораздо проще, чем за курами, гусями или утками. Едят они немного: зерно, хлеб, комбикорм, овощи. Главное, запастись морковкой, капустой и свеклой на всю зиму.

Нести яйца «австралийцы» начинают через три-четыре года и только зимой. Они достаточно крупные и необычной расцветки: темно-синего или густо-зеленого цвета. Птенцы появляются размером с голубя, но каждый день вырастают на сантиметр. А вот с памятью у них просто беда. Мозг у эму не больше грецкого ореха, поэтому хозяевам приходится каждый день показывать своим подопечным, где находится кормушка или стайки. Летом они любят принимать душ, зимой – снежные ванны.

– Бытует мнение, что страусы злые животные. На самом деле они мирные. Без причины никогда не проявляют агрессии. Если правильно их кормить, содержать, никаких эксцессов не будет, – поясняет заводчик. – Также важно правильно формировать группы. Ни в коем случае не допускать в одной двух самцов – иначе будут драться.

– Еще говорят, что такого чувства, как привязанность, у страусов нет, но мы с этим не согласны, – вступается за своих любимцев супруга. – Я, например, спокойно могу их почесать, погладить, а чужим они не даются. Был у нас индюк Толик – их первый друг и защитник. Он, как пастух, их охранял, с ними спал, ел.

Сегодня у Вологжиных уже более десятка «австралийцев». Яйца редких птиц они отправляют по всей России. А еще снабдили страусиным потомством все зоогалереи Иркутска, Улан-Удэ и даже «форелевый» остров в областном центре.

В этом году любители экзотики решили обзавестись еще и североамериканскими страусами нанду. У этих пернатых, говорят, тоже есть голос. Когда страус издает звук, слышится «нан-ду», поэтому птицу так и назвали. Если же она чувствует опасность, то начинает шипеть. Это защитная реакция на хищников. Яйца нанду несут исключительно летом, поэтому Вологжины надеются, что со временем появление страусят у них будет происходить в течение всего года.

 

Занятие для души – идея для бизнеса

Супруги рассказали, что давно мечтают создать настоящую страусиную ферму, подобную тем, что успешно работают в Омске, Краснодарском крае, Волгоградской области и Подмосковье. Они даже обращались за поддержкой в министерство сельского хозяйства. Но там им ответили, что для разведения экзотической птицы нет программ.

 

 

– Самое затратное – покупка яиц и обустройство помещения. В плане корма и ухода – ничего особенного, зато выгода налицо, – растолковывает Алексей. – У нас есть площади, где можно было бы развести 50 и более голов, но без поддержки строительство нам не потянуть.

С одного страуса эму получается до 50 кг мяса. Оно диетическое, без холестерина, по вкусу напоминает телятину. Жир без запаха, полностью растапливается на сковороде, не оставляя никаких шкварок. Еще он является природным увлажнителем для кожи. Его широко используют в медицине и косметологии. Помогает при заболеваниях суставов, варикозном расширении вен, укрепляет ногти, избавляет от дефектов кожи.

Яйцо страуса по вкусу ничем не уступает куриному, зато из одного можно приготовить омлет сразу для 10 человек! В общей сложности одна самка дает от 40 до 80 яиц. В начале сезона кладка пополняется через день. Из-за прочности высоко ценится и яичная скорлупа. Из нее изготавливают украшения и миниатюрные картины. Кожа страуса используется для создания кошельков, сумок и обуви, а перья вполне можно реализовывать в театры или применять в декоративно-прикладном искусстве.

– Страусиная ферма – очень интересная и перспективная идея, – считает заводчик. – Страусоводство в Сибири пока находится на зачаточном уровне, поэтому у него есть все шансы занять солидное место на рынке. Выращивание страусов можно осуществлять в разных форматах: производство молодняка для последующей продажи, подращивание птицы до достижения убойного веса и производство яиц.