Крепче за баранку держись

Какие правила чаще всего нарушают на дорогах Иркутской области? Какой самый аварийный месяц в году? И как повысить качество подготовки водителей в автошколах региона? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола, который прошел в пресс-центре газеты «Областная» в преддверии Дня автомобилиста. 

 

Причины ДТП

За последний год количество ДТП, в которых пострадали люди, в Приангарье снизилось на 17%.

– Однако тяжесть последствий растет: погибших в результате автоаварий стало на 5% больше, – подчеркнул начальник отделения пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Александр Васянкин. – На 25% уменьшилось количество ДТП с участием детей, зато погибших детей теперь в два раза больше.

Главные причины ДТП все те же – выезд на полосу встречного движения, нарушение правил обгона и очередности проезда перекрестков, несоответствие скорости условиям движения.

Сопутствующей причиной автоаварий Александр Васянкин назвал езду в нетрезвом состоянии и наркотическом опьянении. В результате нее в этом году скончались 76 человек – треть всех погибших на дорогах.

Чаще всего сотрудники ГИБДД выявляют нарушителей скоростного режима. Этому способствуют не только камеры фото- и видеофиксации, но и бдительные граждане, которые с помощью соцсетей помогают находить и наказывать безответственных водителей. В наиболее аварийные дни и время суток на дорогах региона дежурят дополнительные экипажи. У инспекторов есть приборы, позволяющие фиксировать неисправность рулевого управления и тормозов, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

 

 

184 ДТП связано с недостатками улично-дорожной сети – отсутствием или ограничением видимости дорожных знаков. В адрес собственников дорог применяются меры надзорного реагирования.

 

Опасные участки

– Все эти вопросы мы ежедневно рассматриваем на оперативном штабе по анализу ДТП, – отметил начальник Управления дорожного хозяйства министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Денис Шуваев. – В него входят представители муниципальных образований, ГИБДД, государственного автодорожного надзора. На штабе решаются вопросы по дорожной разметке и установке знаков. Так, после резонансного ДТП на улице Седова в Иркутске решили установить там светофор. И хотя вблизи есть надземный пешеходный переход, не все жители им пользуются.

Опасным и потенциально опасным участкам дорог в регионе сегодня уделяют особое внимание. Устанавливают тротуары и барьерные ограждения, оборудуют пешеходные переходы нового типа и остановочные пункты.

– В областном центре появились барьерные ограждения на проблемных улицах – Трактовая, а также на участке от улицы Сергеева до микрорайона Первомайский, и теперь смертельно опасные случаи практически сведены к нулю, – дополнил председатель правления ассоциации «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов.

Более десяти лет он занимается общественным контролем за ремонтом дорог, отмечает прогресс в этом направлении и серьезный подход к вопросам безопасности дорожного движения в Иркутской области по сравнению с другими регионами.

 

Кто за рулем, а кто за рублем

Алексей Шабанов подчеркнул, что «Союз автомобилистов Сибири» уже давно следит за проблемой нелегальных такси. Еще в 2014 году разрабатывался федеральный законопроект об агрегаторах такси. Но пока он не принят.

– С изменением налогового законодательства и введением самозанятости некоторые региональные агрегаторы начали регистрировать таксистов в этом статусе, что позволяет платить меньше налога, – подчеркнул он.

Всего на территории Иркутской области действует около 2 тыс. разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.

– Одно разрешение – это один автомобиль. Разрешение выдается на конкретное транспортное средство, – подчеркнул Денис Шуваев. – Однако только в Иркутске выходят на линию до 30 тысяч машин. Законом не предусмотрены полномочия регионального контроля за агрегаторами такси.

Недооценен у нас и вопрос технического состояния автомобилей. По мнению руководителя отдела маркетинга СТО «Фильтр» Владимира Касьянова, техосмотр один раз в год не решает проблемы безопасности.

– Своевременная диагностика автомобиля серьезно снижает риск ДТП. Но у нас рынок СТО находится в диком состоянии. Число легальных и нелегальных сервисов аналогично ситуации в сфере такси. Гаражные сервисы нерегламентированы и не сертифицированы. Обучение в них не проводится. Клиенты в погоне за дешевизной обслуживания получают некачественную услугу. Вторая проблема – контрафакт запчастей. Третья – культура обслуживания, зачастую автомобилисты обращаются в СТО, когда механизмы автомобиля изношены до предела, – перечислил Владимир Касьянов.

 

С автомобилем на «ты»

Почти все участники круглого стола отметили, что качество подготовки водителей в автошколах нужно улучшать. Для этого – ужесточить правила приема теоретических и практических экзаменов, ввести в программу обучение элементам экстренного торможения. По мнению Алексея Шабанова, надо создать реестр автошкол с низким процентом ДТП у выпускников. А основатель Парка технических видов спорта «Дрифт-Площадка» Михаил Кудрявцев уверен, что в программу подготовки водителей нужно включить элементы экстремального вождения.

– Сегодня проходимость дрифт-парка – около 30 тысяч машин в год, не считая массовых мероприятий. За пять лет его работы гонки дрифтеров на улицах города сократились на 80%, – подчеркнул он.

По его словам, дрифтерам необходима поддержка властей, а при организации соревнований – предоставление машин скорой помощи, медицины катастроф, МЧС, пожарных, ДПС, поскольку все мероприятия носят некоммерческий характер. Член Иркутского внедорожного клуба «Протектор» Егор Зинин добавил, что для проведения соревнований внедорожников нужны непроходимые трассы, но в Иркутской области слишком много препятствий для их организациив плане природоохранного законодательства.

Эксперты также обсудили проблемы легализации тюнинга автомобилей и необходимости создания в регионе лабораторий по экспертизе тюнингованных машин.

 

Кто самый аварийный?

Генеральный директор Иркутского центра высшего водительского мастерства Сергей Степанов привел данные Федерального аналитического центра МВД РФ. Самый аварийный месяц на дорогах в последние два года – октябрь, раньше был август. Самый спокойный – февраль. Самый опасный день – пятница, он лидирует по количеству ДТП, однако по тяжести и пострадавших уступает субботе и воскресенью. Самое опасное время: с 17 до 20 часов – на него приходится больше 20% всех аварий. С 0 до 7 часов ДТП немного, но высока тяжесть последствий: 14 смертей на 100 пострадавших. Самое безопасное время во всех смыслах – с 12 до 14 часов. Тяжесть ДТП вне городов – почти в три раза выше. Самый опасный возраст у водителей – 30–39 лет. Самый опасный стаж – больше 15 лет. 81% всех мужчин совершают ДТП, превышая скорость. Женщины попадают в аварии на 28% чаще из-за несоблюдения правил перестроения и маневрирования. Полнолуние и новолуние также влияют на число ДТП.