В Иркутске поставили спектакль о родителях особенных детей

Тоже мы

Невыдуманные истории родителей особенных детей – на площадке иркутского арт-завода «Доренберг» состоялась премьера спектакля «Тоже я». Его поставил московский режиссер, лауреат «Золотой маски» Андрей Афонин. Проект осуществили при поддержке Фонда президентских грантов.

 

Семь женских судеб

За два часа, которые длится спектакль, зрители узнают подробности из жизни семи обычных женщин. В коротких воспоминаниях: истории их рода, детства, школьные годы, любовь и, конечно, рождение особенного ребенка. Для них оно стало испытанием, но не приговором.

– Жизнь, на мой взгляд, не бессмысленна во всех своих проявлениях, и даже в негативных, на первый взгляд, событиях можно найти свет, – считает Андрей Афонин. – Идея поставить такой спектакль возникла, когда я увидел мастерски сделанную постановку режиссера Сергея Голомазова «Особые люди» о родителях детей с аутизмом, в основу которой легли выдуманные истории. Она мне показалась какой-то беспросветной чернухой – жить невозможно и нет никакой надежды. Но поскольку я 30 лет занимаюсь особенными детьми вместе с их родителями, то подумал, что это неверный смысловой и художественный посыл. Мне захотелось поставить что-то принципиально противоположное и показать, что в жизни таких родителей есть не только трудности, но и радость.

В 2019 году спектакль «Тоже я» поставили в Москве в театре «Круг II». Зрители были в восторге, а сами актрисы ошеломлены воздействием своих историй на людей. В прошлом году Андрей Афонин предложил поставить спектакль в иркутской студии «О», где творчеством занимаются дети с ментальными особенностями. Согласились семь мам.

 

Ретро-музей

Первая репетиция состоялась в апреле. Тогда же стали собирать автобиографические истории. Их оказалось так много, что рассказы, не вошедшие в спектакль, решили опубликовать в книге. В июне проходили онлайн репетиции с каждой героиней. В это время художник Оксана Пономарева, которая принимает участие в спектакле в качестве актрисы, начала работать над сценографией постановки.

 

 

 

– Отправной точкой художественного решения стал московский спектакль, однако во многом наши декорации были оригинальными, – отметила Оксана Пономарева. – Я долго искала графическое воплощение ширмы для каждой участницы, в итоге мне помогли старые газеты, которые я нашла на даче. Что касается нашего ретро-музея, то он тоже отличался от московской постановки, ведь мы не смогли найти старинные предметы мебели. В итоге пришлось создать своеобразные этажерки из картона, которые мы наполнили вещами из личных коллекций актрис, а также из ретро-музея на свалке. В целом работа над спектаклем была очень интересной, не говоря уже о том, что благодаря ей я узнала много новой информации об истории своего рода.

Собственно с этого и начинается спектакль. Зрители, попадая в зал, проходят через первую сцену – своеобразный ретро-музей, наполненный предметами советской эпохи и портретами предков героинь спектакля. После того, как все рассаживаются в зале, каждая рассказывает какой-то яркий эпизод из истории своей семьи.

 

 

«Мой прадед Григорий Трофимович был рослый крепкий мужик. Делал вилы для уборки сена. Внешне он походил на цыгана – черные кудри и темные глаза. Каждая женщина в нашем роду выходила замуж за голубоглазого мужчину, а дети все равно рождались кареглазыми – цыганская кровь прадеда побеждала», – рассказала со сцены Оксана Пономарева.

 

 

После погружения в истории рода, наполненные трагедиями и счастливыми событиями, зрители переходят во второй зал – личных историй. Каждая героиня до поры до времени скрывается за своей ширмой. Потом каждая рассказывает эпизод из своей жизни: детство, школа, первая любовь, первое разочарование.

«В детстве я не понимала, почему на меня все смотрят. У меня с рождения было плохое зрение, и глаза боялись солнечного света. Темных очков не было, потому я просто прикрывала глаза ладошкой. Я сама этого не замечала, а другие, конечно, да. Однажды мама рассказала, что ей пришлось меня защитить, и теперь за это ее будут судить товарищеским судом. А дело было так. Во время коллективного сбора груш мамина подруга в разговоре обозвала меня слепой курицей. Мама взяла спелую грушу и бросила в нее. Попала в ухо, и косточка от груши застряла в ушной раковине, ухо загноилось… И женщина стала инвалидом по слуху. Маме присудили оплачивать ее лечение, потому на пенсию мама вышла на два года позже. Так тогда решил товарищеский суд», – рассказывает Ольга Юртаева.

 

Отказываться будете?

За это время перед зрителями возникает некий портрет эпох с 1970 по 2000 годы. В апофеозе героини переносят свои ширмы, на каждой из которых коллаж фотографий, отражающих ее жизнь, в центр сцены. Они становятся в круг, ведь пришло время для самого сокровенного рассказа – о том, как у них появились их особенные дети.

 

 

«В 0.47 появился Семен. Тихонько, как-то тактично он закричал, я увидела этот маленький комочек, эти глазки-бусинки, и поняла, что вот оно – мое чудо. И тут мне по ноге врач похлопала со словами: «Э, мать, а че не сказала, что дауна ждешь?» – «Вы о чем вообще?» – «Что, УЗИ не делала, что ли?» – «Делала, конечно, все хорошо было, все документы у вас, смотрите…». Потом его забрали, сказали, принесут завтра в обед, а меня отправили спать в коридор – свободных мест в палатах не было… На следующий день в обед Семена не принесли, пошла сама, спрашиваю, где мой сын, мне в ответ: «Что, отказываться будете? Вот, заполняйте», – и бумажку мне сунули из-за стоечки. «Вы о чем? Нет, конечно. Где он?» – и бумажку обратно за стоечку скидываю, – вспомнила Марина Боровская.

В финале спектакля зал аплодировал стоя. Потом состоялось обсуждение. Зрители были под явным впечатлением.

– Очень сложно смотреть спектакли и читать литературу на такую тему, но об этом нужно говорить, – отметил Николай. – Я молод и не все еще понимаю, но после просмотра  почувствовал, что вы очень сильные женщины, те, на которых и держится наша страна. То, что вы – не профессиональные актрисы открыли свою жизнь и распахнули перед нами свою душу – это очень круто! Уверен, что этот проект поможет взглянуть на детей с особенностями с вашей стороны, и не думать, что их появление – ужасное горе, ведь вы о них говорите, как о подарке.

 

 

– Здорово, когда в одном спектакле можно и посмеяться, и поплакать – это дорогого стоит, – сказала Оксана. – Актрисы такие красивые, такие добрые и наполненные. А еще мне вспомнилось мое детство.

В ближайшее время постановку планируют показать в Братске. Время и место спектаклей в Иркутске пока не определено, но судя по отзывам в социальных сетях, собралось уже немало желающих зрителей.

 

 

– Постановка – не столько про детей с особенностями, сколько вообще про детско-родительскую тему, поэтому он с интересом сморится разными людьми, – подчеркнул Андрей Афонин. – В обычной семье мы этих проблем не видим, а через ребенка с особенностями они становятся более выпуклыми. Мне кажется, у таких детей есть особая миссия в культуре – оживить темы, связанные с педагогикой. Ведь сейчас обычные дети страдают от проблем с родителями, но это смазано, а здесь мы не можем не увидеть эти проблемы, ведь они просто вопиют!