Великая стройка определила судьбу

«Мы все прекрасно понимаем, что без БАМа Сибирь, Иркутская область были бы совершенно иными. Магистраль дала огромный толчок к развитию. И сегодня это важнейшая транспортная артерия, а все, кто строил БАМ, – настоящие герои, их подвиг нельзя забывать», – сказал губернатор Игорь Кобзев. С этими героями мы знакомим вас в специальном проекте «БАМ – стройка века».

 

Люди друг друга выручали

– Про БАМ я могу рассказывать часами. Прожил там 12 замечательных лет. Это были самые лучшие годы, – признается Игорь Борисов. – Там я сформировался как юноша, как человек, ведь я приехал туда в 22 года. Эту магистраль строил весь Советский Союз, я встретил представителей всех национальностей, познакомился с умными и прогрессивными людьми.

Педагог Игорь Иванович Борисов награжден медалью «За строительство БАМа». В Иркутске он известен как основоположник командной психологической игры «Мафия». Родился в поселке Тельма Усольского района, выпускник физико-математического факультета БГУ. Был депутатом думы Усолья-Сибирского, возглавлял совет предпринимателей, более 10 лет жил и работал в Москве.

 

 

– Как я попал на БАМ? Очень просто. Великая стройка была тогда у всех на слуху, – вспоминает он. – После окончания вуза работал в улан-удэнской школе учителем физики и физкультуры. У меня тогда уже была семья, родился сын. Однажды мне позвонили и пригласили на БАМ. За три дня нужно было уволиться и приехать. Это 1983 год, середина учебного года. Я никак не мог решиться на разговор с директором, но когда все же подошел, Михаил Иванович сказал с легким сердцем: «Конечно езжай, Игорь. БАМ – великое дело!» Я взял отцовскую теплую шубу, собрал чемодан и полетел в Северомуйск. Там тогда работали тоннельщики. Зима, минус сорок, костер на трассе. На попутке добрался до Токсимо, переночевал у ребят из отряда «Бурятский Комсомолец», а оттуда на «вахтовке» добрался до поселка Витим. Кстати, на БАМе можно было поехать в любой поселок и попроситься на ночлег – двери не закрывались. Потом не раз пришлось убедиться, что там всегда действовало правило – люди друг друга выручали. Иначе БАМ построить было бы невозможно.

Повседневная жизнь бамовца была трудной. Вода привозная. Ехать надо – стой на трассе, жди попутки.

– В вахтовом поселке Витим школы не было, мы добирались на автобусе до следующей станции Куанда, ехали 30 км туда и обратно каждый день, вместе с детьми. При этом дети учились хорошо, пели пионерские песни в дороге. Я в автобусе сразу засыпал, потому что вел всю математику с четвертого по десятый классы, а еще физику. Мои ученики помнят меня, передают приветы, пишут в соцсетях. Многие из них стали достойными людьми, – рассказывает Игорь Иванович.

Поселок Куанда, где он жил, называют малой столицей БАМа. Несмотря на то что наш герой приехал уже в конце строительства Байкало-Амурской магистрали, за пять лет в Куанде наблюдал все – от палаток до укладки «Золотого звена».

– Когда меня выбрали главой комсомола, мы переехали в Новую Чару, и там проработал еще семь лет, в том числе в должности замглавы. В 2003 году переехал в Москву и каждую осень собирал бывших бамовцев в Измайловском парке на встречу, посвященную стыковке рельс. Приезжали люди из других городов. Мы накрывали столы, обнимались, вспоминали тех, кого уже нет. Первые годы после отъезда сильно скучал по БАМу, по своим Кадарским горам, по которым ходил десять лет и водил учеников в походы. Этой осенью обязательно поеду в Чару.

 

 

Своих детей он называет настоящими бамовцами. И если сын Святослав приехал почти в годовалом возрасте, то дочь Ольга родилась на восточном участке, в Новом Ургале. В Иркутске окончила вуз с красным дипломом, была делегатом молодежного форума на Селигере. «Она лидер, потому что родилась на БАМе! Я за нее спокоен», – говорит Борисов.

Шесть лет назад он вернулся в Иркутск, занимается продюсированием и мечтает снять о БАМе хороший документальный фильм.

 

Репортажи с БАМа привозил каждый месяц

– Впервые услышал про «стройку века», находясь в самом северном городе мира – Норильске, где работал фотокорреспондентом в газете, – вспоминает ветеран труда, награжденный медалью «За строительство БАМа», журналист Валерий Карасев.

Летом 1975 года по семейным обстоятельствам он прилетел в Иркутск. В аэропорту повстречал представителей студотрядов, которые направлялись в Усть-Кут. Так возникла идея попросить командировку на БАМ, а затем рассказать об этом в Норильске на страницах «Заполярной правды».

– Первый мой репортаж был о строителях станции Ния-Грузинская, которую строил комсомольско-молодежный отряд Грузии. Нас доставили на вертолете до первой точки, в дальнейшем я должен был проехать по всему маршруту. Но погода не заладилась, и всю неделю командировки я так и провел на одной станции. Сегодня здесь красивые дома, а в то время – деревянные бараки и непролазная грязь. Единственная баня была, и та сгорела как раз в дни моей командировки. Познакомился практически со всеми жителями, подружился даже с козлом Васькой, которого привезли с родины грузины.

 

 

В 1979 году семья переехала в Иркутск, и Валерий Карасев стал фотокорреспондентом газеты «Восточно-Сибирская правда». Репортажи с БАМа привозил каждый месяц. Наблюдал, как формировались бригады, как совершали трудовые подвиги там, где нет благоустройства.

– Присутствовал даже на комсомольско-молодежной свадьбе. Жених с невестой были в классических нарядах и резиновых сапогах, а первым совместным жильем у них была палатка. Оба счастливые, улыбаются, – вспоминает он.

В 1984 году БАМ приехал принимать первый заместитель председателя Совета министров СССР Гейдар Алиев.

– Выяснилось, что корреспондент ТАСС опоздал на самолет и с согласования первого секретаря иркутского обкома Василия Ситникова меня включили в группу сопровождения. Во время той поездки сделал больше 1600 снимков. Это репортажная съемка: Алиев общается с рабочими, с журналистами, с местными жителями… Как выяснилось в дальнейшем, данная съемка – одна из немногих сохранившихся. В 2012 году пересмотрел все негативы и выбрал 89 самых характерных. Они стали основой моей персональной фотовыставки в Москве «Гейдар Алиев. Неизвестные фотографии», которую организовало посольство Азербайджана, где чтут память этого общественно-политического деятеля, – рассказывает Валерий Григорьевич.

В 2019 году он проехал на эстафетном поезде в честь 45-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали из Иркутска в Тынду. По пути в столицу БАМа делали остановки на вокзалах Тайшета, Лены, Киренги, Улькана, Северобайкальска, Кичеры, Ангоя, Нового Уояна, Окусикана, Таксимо, Куанды, Балбухты, Новой Чары, Хани, Юктали и Тынды. Заметно, что люди соскучились по вниманию. И они действительно достойны внимания – поколение героев знаменитых строительных бригад Бондаря, Варшавского, Лакомова.