28.07.2021 12:17
Рубрики
Общество
Фото
автора и Валерия КАРАСЕВА
Фото:
автора и Валерия КАРАСЕВА
28.07.2021 12:17

Стройка века

«Мы все прекрасно понимаем, что без БАМа Сибирь, Иркутская область были бы совершенно иными. Магистраль дала огромный толчок к развитию. И сегодня это важнейшая транспортная артерия, а все, кто строил БАМ, – настоящие герои, и их подвиг нельзя забывать», – сказал губернатор Игорь Кобзев. С этими героями мы будем знакомить вас в этой рубрике.

 

История БАМа – история жизни

В Иркутской области появилась новая праздничная дата. Указом губернатора 8 июля теперь будет ежегодно отмечаться День строителя БАМа. Именно в этот день 47 лет назад было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали. А бамовское содружество, объединяющее ветеранов-строителей БАМа, и тех, кто родился и жил на БАМе, выступило с инициативой предать этой дате статус всероссийской.

 

Комсомольская молодость и задор

– Сейчас мало кто из молодежи знает, что такое БАМ. А ведь это была грандиозная стройка! И про эту веху в истории страны, в истории нашего региона нужно обязательно рассказывать. Мы, пенсионеры-бамовцы, регулярно посещаем школы и техникумы, рассказываем юношам и девушкам о стройке века, – говорит Евгений Сарапулов, член президиума Иркутского областного совета областной общественной организации ветеранов-строителей Байкало-Амурской магистрали, председатель городского совета ветеранов-строителей БАМа.

 


Евгений Сарапулов, председатель Иркутского городского совета ветеранов-строителей БАМа

 

В 1974 году в составе первого областного комсомольского отряда он в компании земляков-черемховцев поехал строить главный путь БАМа и поселок Магистральный. Начинал плотником, монтером пути, вырос до мастера строительного участка.

– На вертолете нас высадили посреди тайги, – вспоминает наш герой. – Палатки уже стояли – их приготовили демобилизованные солдаты. Но каково же было наше удивление, когда мы увидели встречающих нас пионеров! Оказалось, что это местные, пришли из села Казачинское. В то время во всем в Казачинско-Ленском районе жили около 3 тысяч человек. Когда мы уезжали из Магистрального, только его население составляло 15 тысяч.

В Магистральном Сарапулов женился, там же родились трое детей.

– Мы не только по-ударному трудились, но и показывали свою молодецкую удаль, к примеру, – рассказывает, – я мог за три удара загнать костыль в шпалу. В 1978 году меня и еще троих моих коллег выбрали в качестве делегатов представлять БАМ на Всемирном фестивале молодежи и студентов на Кубе. Так получилось, что я засомневался, надо ли ехать, ведь накануне в Улькане у меня родилась дочь, и оттуда нужно было вести жену домой в Магистральный. Но жена отпустила в поездку, а в роддоме их встречал мой друг, который теперь является крестным дочери. В Гаване ко мне подошла корреспондент «Комсомольской правды», выбрала для беседы меня из всей нашей бамовской четверки. В итоге в 1978 году «Комсомолка» опубликовала мое интервью, и эту историю тоже включили в мой рассказ. Газета не сохранилась. Кстати, пиджак с гербом СССР, в котором я ездил на Кубу, отдал в музей в Магистральном, а моя первая форменная куртка, в которой приехал, хранится в запасниках нашего городского музея.   

До сих пор Евгений Сарапулов помнит, как в палаточный городок приехала певица Валентина Толкунова:

– Она вышла петь в открытом концертном платье. Комар сел ей на плече прямо во время выступления. А в тайге гнус сильно кусается! Помню, как все зрители наблюдали за артисткой, которая не стала прихлопывать ладошкой комара, а изящно смахнула его рукой.

Бамовцы говорят, что на их поколение выпало счастливое время и подарило лучшую жизнь.

– Страна оправилась от войны, мы чувствовали себя свободными, могли учиться, работать, – продолжает Евгений Владимирович. – Постепенно в быт входили телевизоры, холодильники. Мы строили светлое будущее, это давало силы и вдохновение.

В 1995 году он с семьей вернулся в Иркутск, дети окончили иркутские вузы, родили пять внуков.

– Прошло 47 лет, мы все, ветераны БАМа, как родные. Отмечаем вместе праздники: День комсомола, 8 Марта и День строителя. А еще каждый год в первое воскресенье июня собираемся в Иркутске, чтобы отметить день рождения поселка Магистральный. Там живет 18 его первостроителей, а в Иркутске – 15. Каждые пять лет встречаемся в самом Магистральном, – говорит Сарапулов.

Евгений Владимирович и сегодня востребованный специалист – каждую весну он идет работать на стройку прорабом, командует строительством высоток. Он по-прежнему любит свою профессию, и жизненный девиз его остался прежним: «Иду на работу с радостью, а с работы – с гордостью». За успехи в труде у него две медали: «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и Минтранса РФ.

 

Праздник, объединяющий поколения

– Впервые БАМ я посетила в 2019 году в составе участника творческих коллективов и проехала в эстафетном поезде в честь 45-летия магистрали. Пассажирами праздничного поезда были первостроители БАМа, – рассказывает Анна Петрова, замдиректора «Театра Пилигримов».

 


Анна Петрова, замдиректора «Театра Пилигримов», участвовала в фестивале искусств «Огни магистрали»

 

В советское время фестиваль искусств «Огни магистрали» проходил ежегодно, а потом был забыт на три десятилетия. Возродили его три года назад.

– Живу в Иркутске, и о БАМе до поездки мне было известно лишь то, что там работали родственники. Основное впечатление от дороги – тоннели и тоннели друг за другом, тайга и тайга вокруг. Меня поразила архитектура станций, у каждой особенный колорит, ведь строились они представителями республик СССР. Видя воочию всю эту грандиозность, понимая, какое количество людей было задействовано, какая территория была освоена, осознала, насколько колоссальный труд проделан. Все люди, с кем я общалась, это отдельная большая история, и мне с ними было очень интересно и душевно. Люди, которые причастны к стройке, а также медики, учителя, продавцы, парикмахеры, все – настоящие герои. Фестиваль важен для ветеранов БАМа – видела их радость от возможности вновь проехать по легендарному маршруту.

 

Справка:

БАМ – железная дорога, проходящая по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Это второй, наряду с Транссибом, магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность от Тайшета до Советской Гавани – 4324 км. Главная линия БАМа проходит от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. На трассе пробито восемь тоннелей, среди них самый протяженный в России – Северомуйский. Магистраль пересекает 11 крупных рек, на ней построено 2230 мостов.

 

Фото автора и Валерия КАРАСЕВА