Возрождение ремесел: от Анги до Ялги

Более трех десятков начинающих мастеров-ремесленников, а также педагоги и школьники проходят обучение ручному ткачеству на станке кросны. Уроки ведутся на базе Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова) в селе Анга Качугского района и Хужирского краеведческого музея в Ольхонском районе.

Это стало возможным в рамках проекта «Возрождение ремесел: от Анги до Ялги». Его реализует благотворительный фонд развития местного сообщества «Ольхон» в рамках нацпроекта «Культура». А обучение проводит мастер-наставник Галина Усова.

 

Знакомство с Иркутском через рукоделие

– Впервые услышала о ткачестве от женщины, с которой занималась на мастер-классах по валянию из шерсти и вязанию ковриков крючком, – рассказывает она. – Прошла обучение на станке, реконструированном по старинным чертежам. Увлеклась, приобрела себе станок, начала ткать разные половички – на подарки, потом на продажу. Вступила в члены Союза мастеров народного искусства «Оникс», и мои коврики стали показывать на выставках и фестивалях.

Голос у нее звонкий, мелодичный, с характерными южными нотками – Галина Александровна родом из Краснодара, более 50 лет прожила на Кубани. А пять лет назад приехала в Иркутск к сестре, у которой родился четвертый ребенок.

– У меня техническое, юридическое и психологическое образование, в Краснодаре работала юристом, занималась юридическими вопросами в медицинской сфере. Потом стала психологом – имела собственный кабинет и постоянную клиентуру, – продолжает наша героиня.

 


Полтора года назад Галина Усова получила сертификат, который дает право передавать искусство ткачества из рук в руки, руководить ремесленными мастерскими, кружками, творческими коллективами. Ее занятия посетили уже более 60 человек

 

Коренной кубанке понравился Байкальский край, сибирский климат. Приехала на полгода понянчиться с племянником, да так и осталась в Иркутске.

– Новый город, новые люди. Все время дома сидеть не будешь – нашла организацию «Оникс», ведь я раньше много вязала, шила. А ткачество перекликается с вязанием – это нитки, пальцы. Вязать, ткать, шить – на генетическом уровне это близко для каждой женщины, ведь раньше почти в каждом доме были ткацкие станки. Даже если нет планов проходить обучение по ткачеству, есть смысл хотя бы просто попробовать – сам процесс завораживающий. Когда наблюдаю за детьми, испытываю внутреннее удовлетворение, что дала возможность прикоснуться к древности. Когда-то в каждом селе были мастерицы, ткавшие половики и другие изделия. Это для нас древность, а люди так жили. Почувствовать это – тоже важно. Ведь у каждого с ткаными ковриками возникают свои ассоциации. Кто-то бабушек вспоминает, кто-то прабабушек. И видно, как за этим занятием приходят какие-то свои мысли, люди получают радость от процесса, – говорит Галина Усова.

Большой интерес и восторг мастер-класс вызвал у педагогов и старшеклассниц Залогской школы Качугского района. Теперь в их планах – возрождение и развитие этого вида народного ремесла. Учитель технологии Александр Реутов даже загорелся идеей смастерить ткацкий станок.

– Захватывающее занятие, успокаивает, дает простор для воображения в поиске узора дорожки. Можно работать над изделием коллективно: быстрее, веселее и дружнее. Если в Залоге появится станок, то Галина Александровна обещала приехать в нашу школу на несколько дней и обучать нас ткачеству, – поделились впечатлениями школьницы.

 

«Будешь ткать – будешь развиваться»

Постигая мастерство изготовления народного костюма, Галина Усова сшила русский сарафан себе, сестре и дочери.

– В этом деле нужно знать и понимать символику. В каждом орнаменте свой смысл, в зависимости от того, предназначен ли предмет мужчине или женщине, девице на выданье или замужней даме. Символы – целая наука. Например, невеста на свадьбу готовила полотенца бабушкам с одним узором, родителям – с другим, братьям-сестрам – с третьим. На богатство и достаток изготавливают полотенца или салфетки с символами земли и урожая. Праздничные рушники и пояса отличались по оформлению узора, – рассказывает Галина Александровна.

Символы не просто же так были придуманы. Мастеру их нужно изучать, пользуясь литературой, пополнять знания на различных курсах, окунаться в историю и даже музыку.

«В пении, как и в ткачестве: будешь ткать, будешь развиваться», – убеждена Галина Усова. Ее увлечение народным костюмом гармонично сочетается с народным пением. В детстве она окончила музыкальную школу по классу фортепиано и после вуза успела поработать в составе ансамбля филармонии. Поселившись в Иркутске, заглянула в частную музыкальную школу, расположенную по соседству, чтобы восстановить навыки пения.Потом пришла петь в ансамбль, занимающийся календарно-обрядовой реконструкцией старинных народных обрядов и песен «Ковчег» под руководством Елены Карпухиной.

– И как раз тут мои костюмы пригодились, есть теперь, куда их носить. Недавно, в ночь с 11 на 12 июля, в очередной раз проводили один из древнейших обрядовых праздников, посвященный солнцу и расцвету земли, – ночь на Ивана Купала. Реконструировали все этапы праздника – искали светящийся папоротник, проводили символическое сжигание веток березы с привязанными к ним ленточкам, плели венки и пускали их по воде, пели обрядовые песни, посвященные этому празднику. Все как было у наших предков.

 

Комментарий:

Эльмира СЕМЕНОВА, автор идеи проекта «Возрождение ремесел: от Анги до Ялги»:

– Мастера-наставники «Оникса» привлечены в проект «Возрождение ремесел: от Анги до Ялги», чтобы сохранить уходящие народные промыслы и ремесла, обеспечить преемственность поколений. Ткацкие работы участников проекта – учеников Галины Усовой – будут представлены на итоговой осенней выставке-ярмарке вместе с изделиями, появившимися в ходе обучения групп по гончарному мастерству, резьбе по дереву. Мы увидели реальный интерес со стороны женщин к ткачеству. Интерес подкреплен желанием приобрести ткацкие станки, которые изготавливает «Оникс». Хорошо, если бы в дальнейшем появились ткацкие изделия с характерными узорами Качугского и Ольхонского районов. Это позволит появиться товарам, которые могли отразить «культурный код» территории и быть использованы в туристической отрасли.