Костюм из бабушкиного сундука

Увидеть, как раньше одевались женщины, можно на выставке «Традиционный русский костюм XIX и XX веков» в Иркутском областном краеведческом музее. Красочные наряды наверняка изменят ваше представление о национальной одежде. В экспозиции – 25 старинных костюмов и 29 авторских кукол собирателя этнографической одежды Сергея Глебушкина.

Его коллекция – крупнейшее частное собрание традиционной русской женской одежды в мире. Она насчитывает около 300 костюмных комплексов и более 2 тыс. предметов.

– Фольклором я увлекся после службы в армии, – рассказал Сергей Глебушкин. – Переехал в Москву, а деревенская душа просила творчества, ведь родом я из Рязанской области. Стал участником фольклорного ансамбля «Россияночка», с которым мы часто ездили по деревням и селам за песнями, танцами и костюмами. Тогда мне и пришла мысль собрать традиционную одежду из разных регионов России. Но все же истоки моей любви к народному костюму – в деревенском детстве. Еще мальчиком я видел, как бабушка летом просушивала на ограде свою «сряду» – так называется традиционный костюм в деревне Жульевка Рязанской области. Зимой ее наряд лежал в сундуке, а летом его надо было на ярком солнце, как раньше говорили, прожарить. Наверное, с тех пор народный костюм и стал мне дорог.

На выставке в Иркутске представлены костюмные комплексы из деревень Архангельской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Пензенской, Тульской, Смоленской, Владимирской, Нижегородской и Московской областей. Интересно, что все наряды индивидуальны и совершенно не похожи на русский народный костюм, как его себе обычно представляют.

– В каждой губернии и даже деревне носили разные костюмы, – подчеркнул Сергей Глебушкин. – Известный всем образ традиционного русского костюма – сарафан и кокошник – появился в народном сознании благодаря государственным хорам СССР. На заре советской власти было запрещено исполнение исторической песни. Однако художественные руководители как-то обходили эти запреты, исполняя вместе с песнями советских композиторов обработанные песни раннего фольклора. Тогда же был создан сценический костюм – сарафан с кокошником, который и составил стереотип о русском народном костюме.

 

 

На выставке можно увидеть, каким на самом деле разноплановым был русский народный костюм. Ценность экспонатов еще и в том, что большинство – «из бабушкиного сундука» и выполнены вручную. На одежде и головных уборах можно увидеть уникальную вышивку бисером и нитками, золотое шитье, кружево, домотканое полотно. Бережно сохраненные и отреставрированные наряды из старинных тканей, выполненные мастерицами прошлых веков, производят очень сильное впечатление не только на россиян.

– К народному костюму относятся с интересом и в других странах мира, – рассказал Сергей Глебушкин. – Однажды во Франции, в рамках одного международного фестиваля, где я представлял часть своей коллекции, в выставочном зале раздалось рыдание – плакала пожилая француженка. Оказалось, что эта женщина из семьи эмигрантов, и на выставке она увидела костюм из Орловской области, где было дворянское гнездо ее предков. Видимо, генетическая память сделала свое дело, и она не смогла сдержать эмоций.

На выставке также можно увидеть 29 народных кукол мастеров из разных регионов России по мотивам традиционных костюмов коллекции Сергея Глебушкина.

Экспозиция будет работать до 5 сентября.