«Свадебные сезоны»

Кружево, атлас, бисер, вышивка, фатин, жемчуг в белоснежных и кремовых свадебных платьях поражают воображение. Подвенечные наряды за последние 200 лет можно увидеть на выставке «Свадебные сезоны» в Иркутском областном историко-мемориальном музее декабристов. Здесь представлено более 50 исторических нарядов всех стилевых направлений из Европы и Америки.   

Экспозиция посвящена 200-летию со дня венчания князя Сергея Трубецкого и графини Екатерины Лаваль. Бракосочетание состоялось 21 мая 1821 года в Париже. Наряды, подобные тем, в которых Трубецкие венчались, представлены в одной из витрин выставки.

– История любви этой пары – одна из самых романтичных как среди декабристов, так и всего общества XIX века, – отметила директор музея Елена Добрынина. – Она и в наши дни является примером преданности, ведь Екатерина Трубецкая – первая из жен декабристов добилась разрешения поехать за мужем в Сибирь. В центре витрины, посвященной супругам, представлены важные атрибуты православного обряда. Среди них подлинная венчальная икона Богоматери, которая принадлежала дочери Никиты Муравьева – Ноннушке. История любви ее матери Александрины тоже пример подвижничества, ведь она приехала к супругу в Сибирь и скончалась здесь в 29 лет.

На выставке можно увидеть свадебные короны и венчальные свечи, с которыми связано множество примет. Так, в 1831 году в храме Большого Вознесения венчались Наталья Гончарова и Александр Пушкин. Вдруг ветер погасил венчальную свечу, и это стало дурным предзнаменованием, ведь по поверью в конце церемонии молодожены должны вместе задуть свечи, тогда их ждет долгая супружеская жизнь. В итоге их брак продлился только шесть лет и закончился смертью поэта. В витрине также представлена брошь с портретом Жозефины Богарне.

– В каждой эпохе была какая-то свадьба, ставшая образцом порой для нескольких поколений. Для наших героев такой эталонной свадьбой было венчание Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне, – рассказал заведующий экспозиционным отделом Дома-музея Трубецких Игорь Пашков. – Однажды император привез своей супруге из египетского похода кашемировую шаль, и вскоре красавицы щеголяли в них в Париже, Петербурге и в Москве. Одна из таких шалей представлена в этой витрине. Еще один атрибут свадьбы – букет невесты, который вставляли в специальное приспособление – портбукет.

В следующей витрине представлены наряды и атрибуты, которые иллюстрируют еще одну великую свадьбу, во многом изменившую традиции бракосочетания.

– Это свадьба королевы Виктории и принца Альберта в 1840 году, ведь многое, что появилось на этой свадьбе впервые, молодожены используют и по сей день, – отметил Игорь Пашков. – Например, свадебный венок из листьев и цветов померанца – символа долгой и супружеской жизни. Первая свадебная фотография была сделана именно тогда. Первый свадебный торт появился на этой церемонии – до этого был хлеб. Бомбоньерки – специальные металлические и картонные коробочки, в которых гостям раздавали конфеты и кусочки торта. Портбукет и бутоньерка жениха. И платье белого цвета впервые надела Виктория, ведь до этого подвенечные наряды невест были кремового цвета.

На выставке также можно узнать историю свадебной музыки и основных символов бракосочетания в разные годы двух веков.

– Задолго до появления свадебных колец была такая языческая традиция, когда молодожены обменивались венками, которые были символами солнца, поэтому кольца были из золота, – пояснил Игорь Пашков. – С ними тоже связано немало традиций, например, в жизни Александра Грибоедова падение свадебного кольца во время венчания стало дурным предзнаменованием его гибели во время выполнения дипломатической миссии. Его супруга Нина Чавчавадзе осталась вдовой в 16 лет. Ее называли Черной Розой Тифлиса, потому что она больше никогда не выходила замуж.

На выставке также можно узнать о символике цветов в букете невесты.

– Розы – это нежность, маргаритки – невинность, сирень – первая любовь, одуванчик – изобилие, орхидеи – вечная молодость, – рассказал Игорь Пашков. – Кстати, королева Виктория добавила в свой букет еще одно растение – мирт, которое с тех пор все невесты тоже включают в него, ведь это сильнейший оберег, не только долгого и счастливого брака, но и финансового благополучия. Есть такая легенда, что веточку только этого дерева было позволено взять из рая Адаму и Еве.

Традициям бракосочетания XX века посвящена экспозиция на первом этаже усадьбы.

– Советская эпоха во многом изменила церемонию, например, в 1920-е годы было достаточно сообщить о свадьбе соседям, а чтобы расторгнуть брак – дать объявление в газету, – отметил Игорь Пашков. – Но уже в 1950-е годы молодежь стала тянуться к красивому обряду, и это стало приводить их в православные храмы к таинству венчания. Советская власть не могла не отреагировать, и тогда стали открываться дворцы бракосочетаний. Первый – в Ленинграде в 1959 году, затем в 1961-м – в Москве, а в Иркутске Дом бракосочетания открылся в 1965 году.

Помимо платьев и костюмов на выставке представлены впечатляющие по красоте и разнообразию аксессуары. Это веера, диадемы, тиары, броши, бусы, шиньоны, украшения для волос, зонтики, женские туфли и фаты. А также изысканный текстиль, который изготавливали специально для свадебных церемоний, головные уборы, предметы нижнего белья, модные журналы и графика – всего более 150 предметов.

Выставка будет работать до конца 2021 года.