Вторая жизнь забытого рукоделия

Уникальную технику вышивки «пушистым крестиком» обнаружила иркутский этнограф Лидия Мельникова во время экспедиции в Казачинско-Ленский район. Секреты старинной технологии, которая отличается пушистостью, сложным орнаментом и красочностью, она выведала у местных мастериц и теперь готова делиться знаниями с другими рукодельницами на своих мастер-классах.

Необычную технику, почти канувшую в небытие, этнограф Иркутского областного Дома народного творчества Лидия Мельникова впервые увидела в 2007 году, когда повстречалась с жительницей деревни Ключи Казачинско-Ленского района Любовью Фасолько.

– Любовь Викторовна большая рукодельница. Чем только не занимается: вышивка полотенец, подушек, картин, икон акриловыми нитками! Среди всего этого разнообразия особенно выделялись диванные подушки: многослойность, пушистая текстура, сочная цветовая гамма – нигде ничего подобного ранее я не встречала, – вспоминает Лидия Мельникова.

Казачинская мастерица вышила более 25 подушек «пушистым крестиком». Почти все раздарила родным и друзьям. Одну вручила Лидии Мельниковой.

Оказалось, что Любовь Фасолько придумала технику не сама, а подсмотрела у местного учителя технологии средней школы Татьяны Химей. Именно она и раскрыла все тонкости технологии редкой вышивки иркутскому этнографу. До этого Лидия Мельникова пыталась искать информацию в интернете и других источниках, но безрезультатно.

– В апреле я отправилась повторно в экспедицию в район, чтобы лично познакомиться с Татьяной Химей, зафиксировать и описать технологию «пушистый крестик» как объект нематериального культурного наследия, – уточнила она.

 

 

Пушистым крестик становится за счет разрезания нитей. Чтобы изделие было объемным, нужно использовать либо шерсть, либо акрил. Хлопчатобумажные нитки не подойдут. Дизайн, цветовая гамма могут быть разными. Черный, синий, красный цвета обеспечат русский колорит. Пастельные оттенки придадут не праздничные, а скандинавские мотивы.

В нынешней экспедиции удалось не только овладеть технологией, но и сделать выводы о ее происхождении. По словам Лидии Мельниковой, скорее всего вышивка «пушистым крестиком» родилась на Украине.

Татьяна Юрьевна рассказала, что в 1982 году она с мужем побывала у свекрови в селе Грабовцы Богородчанского района, откуда и привезла технологию вышивки. Все основы ей показала местная жительница Наталья Данилюк. На Украине этот способ называли «на подушку». Любовь Фасолько тоже вспомнила, что на своей родине в Хмельницкой области видела, как женщины вышивают в подобной технике.

«Пушистым крестиком» ее назвали именно в Казачинско-Ленском районе. Правда, со временем интерес к вышивке в деревне угас.

– Интерес исчезает, потому что ручная работа – это сложно, долго и не продашь выгодно. Современные людям не до рукоделия. Вопрос: нужно ли этим заниматься? Конечно, да. Это так помогает жить и отвлекает от плохого, от негатива, который нам преподносят. Это ведь не просто создает красоту в доме, это занятие для души. Совершенно незаслуженно вышивка «пушистым крестиком» забыта. Как и многие другие техники рукоделия. Нет осознания, что это модно, ценно, уникально. Но я уверена, что мода циклична. И еще придет время «пушистого крестика». Главное, чтобы технология не канула Лету, – говорит мастерица.

Чтобы «пушистый крестик» не исчез, она вместе с коллегами из Иркутского областного Дома народного творчества готовит методический сборник с описанием технологии вышивки, монтируют фильм. Также запланирована серия мастер-классов, где Лидия Мельникова раскроет все секреты уникальной вышивки.