21.04.2021 10:18
Рубрики
Общество
Текст
Юрий Юдин
Текст:
Юрий Юдин
21.04.2021 10:18

Когда Фемида на стороне донора

Не побоялась пойти в суд, чтобы побороться за права доноров. Судебная одиссея ангарчанки Алены Мустафиной завершилась победой. Почетный донор России привлекла к ответу работодателя, который отказывал в положенном отдыхе донорам, работающим в ночную смену.

Сегодня на счету Алены 53 донации, из них крови – 27, плазмы – 26. Кто такой донор и почему он спасает человеческие жизни, она знала с детства. Ее папа Игорь Мустафин – «Почетный донор России». Продолжить семейные традиции девушка не планировала. Но однажды ее знакомая попала в ДТП, и пострадавшей срочно понадобилась кровь. У Алены первая положительная группа: она, что называется, универсальный донор. Этот случай подтолкнул ее к тому, чтобы сдавать кровь не разово, а на постоянной основе.

 

 

– Кровь – это бесценный материал. Люди вышли в космос, общаются по сотовой связи и интернету, в медицине используют роботов. А замену крови еще никто не создал. Ее можно только передать в дар, – говорит Алена.

Дела доноров в суде – большая редкость. В современном обществе понимают социальную ответственность таких людей, которые рискуют своим здоровьем ради спасения других. И на предприятиях стараются соблюдать права доноров, гарантированные законом. Но в любом правиле бывают исключения.

Государство предоставляет донорам меры социальной защиты, закрепленные законом. В частности, они имеют право на освобождение от работы в день прохождения медицинского обследования перед сдачей крови и ее компонентов, в день их сдачи и дополнительный день отдыха после дня сдачи крови, с сохранением за донором среднего заработка за эти дни. Дополнительный день отдыха либо присоединяется к ежегодному оплачиваемому отпуску, либо используется работником в другое удобное для него время.

Но на заводе, где Алена Мустафина с 2012 года работает лаборантом химического анализа, руководство решило ввести новые правила трудового распорядка, вступившие с января 2020 года. Работодатель решил по-своему толковать федеральный закон. Изменения коснулись системы предоставления дней отдыха/дополнительных дней отдыха и их последующей оплаты. Сложности возникали во время смены, начало и конец которой приходятся на разные сутки.

– Теперь работодатель требовал две донорские справки, которые положены донору, чтобы отдохнуть в день сдачи крови и в любой другой день. По его мнению, в ночную смену календарный день заканчивается, и начинается следующий. Значит, необходимы две справки на два календарных дня. При этом за дневные смены брали одну справку, так как время смены укладывалось в один календарный день. В итоге вместо двух дней, положенных мне по закону, работодатель разрешал брать только один. Изменения коснулись и компенсации, которая также уменьшилась наполовину, – продолжает Алена.

Ангарчанка сочла новые правила работодателя несправедливыми. Но сначала решила урегулировать конфликт мирным путем. За ответами на свои вопросы она обратилась во многие инстанции: Роструд, Федеральное медико-биологическое агентство, Гострудинспекцию, прокуратуру Ангарска.

– Внимательно к моему делу отнеслись в аппарате уполномоченного по правам человека Иркутской области, также поддержку оказали в Общероссийском союзе «Федерация независимых профсоюзов России» по Иркутской области. Я получила консультативные разъяснения, которые в том числе помогли мне грамотно аргументировать свою позицию. Но работодатель отказался что-либо менять. Мне ничего больше не оставалось, как идти в суд и защищать свои права, – говорит Алена.

Первое исковое заявление она подала в июне 2020 года в Ангарский городской суд, который вынес решение о частичном удовлетворении требований. Работодателя обязали предоставить сотруднику день отдыха/другой день отдыха за сдачу крови и ее компонентов согласно ежедневной продолжительности его рабочего дня, в том числе и приходящейся на два календарных дня, с сохранением среднего часового заработка, а также предоставить сотруднику дополнительный день отдыха в виде календарного дня вне зависимости от продолжительности рабочей смены с сохранением среднего часового заработка. Также суд взыскал с работодателя неполученный работником средний заработок за донорские дни, расходы на услуги представителя, компенсацию морального вреда.

На такое решение работодатель подал апелляцию. 25 января 2021 года состоялось заседание в Иркутском областном суде, который оставил все без изменений.

– Мне было очень тяжело добиться справедливости, но несмотря на все трудности, которые стали следствием этого спора, я ни о чем не жалею. Если отмотать время назад, то я поступила бы ровно также! За поддержку и помощь я благодарна моей семье. Их вера в меня не позволила сдаться и отступить, – отметила ангарчанка.

Вслед за Аленой Мустафиной прокуратура Ангарска выиграла подобное дело в интересах неопределенного круга лиц. А Служба крови Иркутской области решила отметить ее нагрудным знаком «За вклад в развитие».

– Эту награду мы вручаем нашим заслуженным сотрудникам, кто много лет работал на станции переливания крови. Доноры этот нагрудный знак у нас никогда не получали. История Алены Мустафиной исключительная. Она проявила мужество и настойчивость, не побоялась пойти в суд и бороться за свои права донора. На моей памяти это первый такой успешный пример. Ее поступок достоин общественного признания, – сказал Максим Зарубин, главный врач Иркутской областной станции переливания крови.

 

Донорское движение в Приангарье

Пандемия не остановила донорское движение в Иркутской области. По данным Федерального медико-биологического агентства, мы вошли в число 12 регионов, где не было зафиксировано снижение забора крови.

 

 

Ежегодно около 19 тыс. человек в Приангарье сдают более 39 тыс. литров крови. В прошлом году их число уменьшилось до 16,7 тыс. Снижение произошло в Иркутске, где донорами в основном выступают студенты, которых во время пандемии отправили на дистанционное обучение. Вместе с тем это не отразилось на общем уровне заготовки донорской крови в регионе. У нас создана единая системе службы переливания крови, в структуре которой шесть подразделений в Иркутске, Ангарске, Усть-Илимске, Саянске, Усолье-Сибирском и Братске. Дефицит всегда помогают компенсировать другие филиалы.

Сегодня на станциях переливания крови изготавливают плазму для лечения пациентов с COVID-19. В качестве материала используют кровь вакцинированных доноров. Наш регион один из первых вступил в Регистр доноров костного мозга. В нем уже числится 10776 человек, средний возраст – 34 года, 70% составляют мужчины. Доноры костного мозга из Приангарья уже четырежды спасли жизни жителей других регионов.