Производительность труда на «Облкоммунэнерго» в Иркутской области выросла

Итоги пилотного проекта повышения производительности труда в ОГУЭП «Облкоммунэнерго» подвели 12 апреля 2021 года в пресс-центре общественно-политической газеты «Областная».

Приняли участие генеральный директор ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Александр Анфиногенов, начальник управления государственного регулирования экономики министерства экономического развития Иркутской области Сергей Какаулин, руководитель проекта, представитель Федерального центра компетенций (г. Москва) Юрий  Анашкин,  заместитель гендиректора по инвестициям ОГУЭП «Облкоммунэнерго» –  руководитель проектной группы Игорь Московский, а также руководители направлений проекта «Декомпозиция целей» – Денис Краинский и «Обучение» – Лада Шкаленкова.

– Пилотный проект «Замена неизолированного провода на ВЛЭП» стартовал в конце сентября прошлого года. Для нас этот проект интересен, мы разделяем цели оператора проекта – Федерального центра компетенций (ФЦК), – рассказал Игорь Московский.  – Цель проекта – к 2024 году добиться повышения производительности труда на 20%, начиная с 2024 года наращивать по 5% ежегодно. ФЦК поставил следующие цели: реализация мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях-участниках нацпроекта, повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг и создание культуры высокой производительности работников предприятий в каждом регионе России. Работая под руководством руководителей ФЦК, наши специалисты прошли обучение в качестве тренеров, успешно сдали все экзамены и получили сертификаты.

Решением задачи повышения производительности труда на предприятии выбрали снижение потерь, которые составляют до 70%, снижение незначимой работы на 20% и повышение рабочего времени на значимую работу на 10%. Игорь Московский назвал семь видов потерь. Среди них – перепроизводство, излишние запасы, ненужная транспортировка, лишние движения, ожидание, избыточная обработка и переделка/брак. Основная деятельность предприятия – передача электроэнергии. Линии электропередач должны быть хорошего качества. На предприятии посчитали финансовые потери. Среди рисков – недоотпуск электрической энергии, потери в электрических сетях, снижение объема оплаты услуги по передаче электрической энергии. По линии персонала – избыточные перемещения, отсутствие стандартизации рабочих процедур, недостаточный уровень знаний. По оборудованию были обнаружены низкая организация рабочих мест и рабочего пространства, недооснащенность инструментом и приспособлениями. Проблемы выявлялись визуально на рабочих местах, данные заносились в диаграммы.

По итогам анализа был подготовлен инфостенд реализации проекта, где наглядно видны все проблемы рабочего процесса. Таким образом, появилась карта создания ценностей на начало проекта. Проблемы легли в план мероприятий – это срывы сроков выполнения строительных работ, прогнозное увеличение объемов строительства линий ЛЭП, большая доля ручного труда, работа без приспособлений, отсутствие рабочих стандартов и стандартов безопасности, качества. В целом, опыт Федерального центра компетенций позволяет снизить минимум в 2 раза время протекания процесса, сократить не менее чем на 50% запасы, до 85% повысить загрузку персонала и оборудования, на 30% снизить количество транспортировок и перемещений, не менее чем в 4 раза снизить объем партий. На предприятии рассчитывают к концу мая снизить время протекания процесса со 160 до 40 часов, незавершенное производство в днях с 20 до 5, производительность в шт. опор + провод (на человек в смену) с 0,59, до 1,12. На начальном этапе в стандартизированной работе анализ проблем и поиск решения позволили сократить время на сбор и выезд бригады на объект на 77%.

Коснулись темы оценки компетенции работы ремонтных бригад. Уже намечены планы по обучению персонала. Для повышения производительности труда бригады по ремонту и обслуживанию ЛЭП уже заключен контракт на поставку новой спецтехники, оснащенной всем необходимым инструментом и приспособлениями для замены провода на ВЛЭП в полевых условиях. Ведется стандартизация производственной системы на предприятии. Разработаны положения о премировании персонала, за предложения по оптимизации процессов. Эталонным участком стал РЭС-2 филиала «Ангарские электрические сети». Здесь снизили время на поиск необходимого инструмента на 92%, оснастив рабочие места необходимым инструментом и оборудованием, определили перечень необходимого инвентаря и разместили его в соответствии с 5S, разработали и внедрили стандарты организации рабочих мест по этой методике, сократили трудоемкость выполнения операций на 40%.

Разработка документа «Цепочка помощи по участку № 2 РЭС-2» позволила осведомить всех работников о том, куда обращаться при возникновении нерешаемой на своем уровне проблемы. Были созданы инфоцентр генерального директора, где отслеживаются и решаются проблемы по безопасности, качеству, производству, затратам и персоналу, а также бригадный стенд, позволяющий повысить прозрачность планирования, процессов и задач между соседними подразделениями, оперативно принимать управленческие решения.

В дальнейших планах предприятия – ввод в работу нового бригадного автомобиля, завершение мероприятий по пилотному потоку, приобретение прицепа для бригадного автомобиля для перевозки и оперативной размотки крупногабаритных барабанов с проводом СИП, создание на постоянной основе рабочей группы на предприятии для функционирования проектного офиса по улучшениям; дальнейшая популяризация проекта по повышению производительности труда, обучение работников инструментам бережливого производства, ввод в работу на постоянной основе инфоцентра генерального директора  и реализация новых проектов по развитию производственной системы: «Установка приборов учета на границе балансовой принадлежности», «Система 5S в офисе», «Организация адресного хранения на складе».

Юрий Анашкин отметил, что проект «Облкоммунэнерго» позволил найти нестандартные решения в условиях ограничений: «Большая аналитическая работа помогла поставить амбициозные цели. Но главное, видно, что предприятие хочет меняться. Мы создали эталонный участок, но уже видим, что другие подразделения также хотят меняться. В этом просматривается не только полугодовая совместная работа, но и видны очертания деятельности на ближайшие три и более лет».

Сергей Какаулин рассказал, что в Иркутской области в нацпроекте участвуют уже 20 предприятий, в 2021 году мы должны привлечь еще 10 компаний, к концу 2024 года уже должно войти 86 компаний. Все участники уже показывают высокие результаты. Он поблагодарил команду «Облкоммунэнерго» за энтузиазм, с которым она вступила в этот проект и выразил надежду, что результаты предприятия могут стать фундаментом для учебников по повышению производительности труда. «Для региона очень важно, что на наших предприятиях формируются организационные методы оптимизации производственных процессов, не требующие финансовых ресурсов. «Облкоммунэнерго» – предприятие, работающее практически на весь регион. А это значит, что повышение качества и стабильности обеспечения электроэнергией населения позволит повысить налоговую отдачу, заработную плату на предприятии и в целом влиять на качество жизни региона. Именно эти цели преследует национальный проект», – подчеркнул Сергей Какаулин.

Александр Анфиногенов обратил внимание на то, что, ежедневно обеспечивая передачу электроэнергии по электросетям до потребителя, предприятие решает задачу повышения надежности и качества электроснабжения, обслуживая порядка 10 тыс. км электросетей. Но лишь 16% сетей построены с использованием современных материалов. Остальные 84% сетей требуют реконструкции. «Впереди много работы, и для того чтобы ее выполнить мы используем все ресурсы, в том числе и по оптимизации работы с использованием инструментов ФЦК. Мы получили бесплатное обучение наших сотрудников, системно начали заниматься оптимизацией. В деле повышения качества производственных процессов нет конца. Но наши потребители, а их более одного миллиона, должны видеть каждый день, что мы не только меняем голый провод на самонесущий изолированный, но и ставим новые трансформаторные подстанции, развиваем свою сеть, перераспределяем нагрузку, а значит, в целом улучшаем качество жизни населения. Как только закончится пилотный проект, в каждом филиале будут внедрены его стандарты», – отметил Александр Анфиногенов.