Год под знаком пандемии

Первый больной с COVID-19 появился в Иркутской области 30 марта 2020 года. Прошел год. Как справилась система здравоохранения? Что изменилось в школах в новых условиях? Как помогали тем, кто потерял работу? Какую роль сыграли волонтеры в борьбе с пандемией? Об этом говорили участники круглого стола в пресс-центре газеты «Областная».

Подробнее об итогах года коронавируса в регионе смотрите по ссылке

 

Беспрецедентные меры

В России первые два случая коронавируса были зафиксированы 31 января, и уже с этого времени медики Иркутской области начали призывать жителей региона соблюдать меры безопасности: избегать мест массового скопления, использовать средства индивидуальной защиты и воздерживаться от зарубежных поездок. 17 февраля губернатор создал оперативный штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией.

 

 

По словам замминистра здравоохранения Приангарья Алексея Шелехова, в больницах сразу же создали запас дезинфицирующих средств, медицинских масок, перчаток, респираторов и защитных костюмов. Для всех прибывших из стран, где были зафиксированы случаи COVID-19, ввели обязательную самоизоляцию на 14 дней. Работодателям рекомендовали не отправлять сотрудников в командировки, а образовательным учреждениям перейти на дистанционную форму обучения.

Беспрецедентными назвала предпринятые меры и заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Татьяна Гаврилова.

– В нашем регионе удалось довольно долго сдерживать распространение опасного вируса, – отметила эксперт. – Потом мы еще держались на единичных случаях ковида. Это позволило подготовить коечный фонд и лечебные учреждения к новой реальности.

– Сначала было мобилизовано три лечебных учреждения по оказанию помощи, затем этот список расширился до 56, с общим коечным фондом 5600 коек, – рассказал Алексей Шелехов. – Пиковые моменты были начиная с октября. В декабре правительство региона выделило дополнительные средства на закупку лекарств. Постепенно ситуация стабилизировалась.

 

 

Распространение COVID-19 среди населения в Приангарье началось в мае, а в апреле в Иркутском научно-исследовательском противочумном институте – уже приступили к тестированию на коронавирус.

– Первая волна прошла достаточно благополучно, при минимальных очагах групповой заболеваемости, – отметила Татьяна Гаврилова. – Социальные учреждения ее выдержали достойно, практически без заносов инфекции. Как только был считан геном, к проведению диагностики в кратчайшие сроки подключились многие лаборатории Приангарья. В северных районах – там, где на нефтегазовых и золотодобывающих предприятиях работают люди вахтовым методом, оперативно создали обсерваторы и госпитали.

В начале пандемии на базе Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, МЧС, МФЦ была организована работа горячей линии для населения. С марта 2020 года только в Роспотребнадзор поступило более 19 тыс. звонков.

– В кол-центр министерства здравоохранения в пиковые периоды поступало 18–19 тысяч звонков ежемесячно. Затем, когда проблема стала более управляемой, произошло снижение телефонных обращений до 6–8 тысяч, – добавил Алексей Шелехов.

– Сегодня вопросы на горячую линию изменили свой характер, – отметила Татьяна Гаврилова. – Люди больше спрашивают о профилактике, вакцинации. Как показали наблюдения эпидемиологов, очаги заболеваемости чаще всего регистрируются в семьях, в близком окружении – 56%, около 22% – это близкий контакт в рабочем коллективе.

 

«Мы прошли много трудностей»

Несмотря на сложную эпидобстановку, образовательный процесс в регионе не остановился. О том, как школы адаптировались под новые условия, рассказала представитель минобра Иркутской области Ирина Шливинскайте:

– При использовании дистанционных технологий в самом начале у нас случались непредвиденные ситуации и технические сбои. На качество влияли психологическая и профессиональная неготовность педагогов, отсутствие у школьников технических средств обучения, низкая скорость интернета, особенно в отдаленных территориях.

 

 

Началась работа по обучению педагогов, были организованы курсы повышения квалификации, мониторинг дистанционных уроков, корректировалось расписание, устанавливалась обратная связь с родителями. Приобретенный в 2020 году опыт педагоги используют для обучения детей, которые длительное время находятся в больницах или учатся на дому.

Оперативно были предприняты меры для поддержки предпринимателей, вынужденных приостановить работу в пандемию. Для этого в Приангарье запустили сайт «Бизнес-помощь». Министерство труда и занятости Иркутской области принимали заявления дистанционно, в том числе за выплатой пособия по безработице. На федеральном уровне были приняты меры по увеличению размеров и сроков этого пособия, появились новые категории граждан, которые могли получить от государства помощь в период отсутствия работы.

Так, по словам представителя министерства труда и занятости Натальи Шлыковой, в 2020 году на выплаты пособий по безработице и стипендий было направлено более 3,6 млрд рублей. Ранее эта сумма не превышала 1–2 млрд рублей. Финансовую поддержку за этот период получили более 108 тыс. граждан. По итогам 2020 года трудоустроено более 66 тыс. граждан, около 3 тыс. человек в период пандемии прошли профессиональное обучение. По поручению губернатора дополнительно организованы общественные работы с повышенной материальной поддержкой.

 

 

О смыслах акции «Мы вместе» в период пандемии рассказал руководитель «Молодежки ОНФ» в регионе Михаил Кутелев. Более 6 тыс. волонтеров и общественных организаций принимают участие в акции, организованной ОНФ совместно с волонтерами-медиками. Общественники объединились и с коммерческими фирмами, как с малыми, так и с крупными сетевыми организациями. К акции присоединялись спортивные объединения.

– Штабы акции появились во всех муниципалитетах области. Нашими основными направлениями работы стала адресная помощь пожилым и маломобильным гражданам, на втором этапе велась работа по поддержке врачей и их семей, медицинских учреждений. В те моменты, когда медицинская система была перегружена, наши ребята помогали всем, чем могли. Мы прошли много трудностей, но тот эффект, который пандемия произвела на нас, стал точкой сборки для всех, – подчеркнул Михаил Кутелев.