Как работают иркутские таксисты в пандемию

Если пассажир без маски

В начале пандемии коронавируса число заявок в службы такси в Иркутской области сократилось почти на 80%. Летом ситуация немного выправилась. А с наступлением холодов заказы снова стали расти, хоть и не достигли еще докарантинных показателей.

По распоряжению Роспотребнадзора машины такси должны регулярно обрабатываться дезинфектором, а салоны – проветриваться. Соблюдают ли эти правила иркутские таксисты?

Мы делали официальный запрос в Роспотребнадзор и получили ответ о том, что только в Усолье-Сибирском есть специализированная станция по дезинфекции машин, – рассказал президент ассоциации таксистов Иркутской области Андрей Сидоров. – Никто туда ездить не будет. На автомойках тоже этим не занимаются. В итоге каждый сам обрабатывает, как может, а по факту никто ничего не дезинфицирует. При этом маски и обеззараживающие средства есть почти во всех машинах.

В пресс-службе агрегатора «Яндекс. Такси» отметили, что и перевозчик, и клиент вправе отказаться от поездки из-за отсутствия маски:

– Наши водители могут бесплатно получить средства индивидуальной защиты на пунктах дезинфекции, которые мы организовали с партнерами по России. В целом на закупку масок, перчаток, средств для дезинфекции из-за Covid-19 и финансовую поддержку заболевших водителей компания выделила около 600 млн рублей.

В отделе по связям с общественностью сервиса «Максим» тоже заявили, что ведут постоянную информационную работу с водителями о необходимости обработки автомобилей и проветривания. В приложении Taxsee Driver указаны адреса организаций, которые проводят дезинфекцию машин. Например, таксисты сервиса «Максим» могут со скидкой получить услуги федерального центра дезинсекции и дератизации «Авангард». В Иркутске есть такой. Но, разумеется, все это рекомендации, соблюдение которых никто не отслеживает.

Сами же таксисты жалуются на безответственность пассажиров, которые часто пренебрегают средствами защиты. Как говорит Андрей Сидоров, можно было бы включать стоимость маски в тариф, но вряд ли такой подход понравится клиенту:

– Мне проще высадить пассажира, если остановят и попытаются наказать за отсутствие маски.

Как сообщил начальник отдела контроля и управления автомобильного транспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Виктор Борщов, в Приангарье пока не штрафуют таксистов за отсутствие масок:

– В последнее время идет неверная информация о штрафах в 300 тыс. рублей. Это норма распространяется на юридических лиц. Таксистам же грозит административное наказание в размере от 1 тыс. до 30 тыс. рублей и только по решению суда. Но для нас не является самоцелью выписывание штрафов в период пандемии. Мы понимаем, какое трудное время сегодня для предпринимателей. Поэтому ведем профилактическую работу. Правда, в ходе рейдов сталкиваемся с другой проблемой – нелегалами. Например, останавливаем водителей с наклейками «Максим» или «Яндекс. Такси» и видим, что за рулем в основном жители Средней Азии, которые не понимают, о чем идет речь. Объясняем им про маски, дезинфекцию автомобилей.

По информации Виктора Борщова, в Иркутской области, как и по всей стране, число нелегальных таксистов достигает 80% от всех автоперевозчиков. Андрей Сидоров в свою очередь заявил, что на рынке такси около 10% – это индивидуальные предприниматели, которых обыватель не увидит в общей массе машин.

– У нас документы в порядке, но мы не указываем на машинах, что это такси. Не хочется, чтобы останавливали лишний раз и пытались найти нарушение. Вообще интересно, что штраф за нелегальную перевозку – 5 тыс. рублей, а за малейшую провинность индивидуальный предприниматель несет ответственность в 30 тыс. рублей, – считает он.

По мнению экспертов, нелегальные таксисты – это водители, подключающиеся к федеральным агрегаторам. В «Яндекс. Такси» никак не прокомментировали ситуацию. В пресс-службе сервиса «Максим» считают, что автоперевозчики без соответствующих разрешений работали задолго до появления агрегаторов на рынке.

– Это не связанные явления, – заявили в пресс-службе сервиса «Максим». – Приглашая водителей, сервис оказывает им содействие в получении разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Перед началом сотрудничества с водителем наш отдел безопасности проверяет его по открытым базам данных на штрафы и ДТП, просматривает страницы в соцсетях. Если человек вызывает сомнения, ему отказывается в сотрудничестве. Более того, регулярно проводится фотоосмотр автомобилей. Водителю могут ограничить доступ к заказам до устранения недочетов. Также оценивать состояние автомобиля и работу водителя могут сами пассажиры, обратившись в отдел поддержки пользователей. Прямая связь с пользователями – это действенный механизм контроля качества обслуживания.