Люди из «металла высшей пробы»

Фотовыставка «Спасибо врачам» откроется в Иркутске

Иркутский фотограф Евгений Козырев с апреля 2020 года снимает в самых горячих точках города: инфекционных больницах и «красных зонах». Словом, везде, где люди в белых халатах на передовой сражаются с COVID-19. В конце декабря он представит свою выставку «Спасибо врачам» в сквере имени Кирова.

– Евгений, как ты начал снимать пандемию?

– Поехал на съемку, где были учения по борьбе с коронавирусом, а потом продолжил фиксировать реальные события вместе со своими коллегами-журналистами. В какой-то момент почувствовал, что должен стать хроникером этой пандемии, ведь на наших глазах происходило то, что меняло не только меня, моих коллег и врачей, но и весь мир вокруг.

– В чем идея выставки?

– Мне действительно захотелось сказать спасибо врачам, которые все эти месяцы спасали жизни людей. В тяжелых условиях, в защитных костюмах, они боролись с неизвестным вирусом. Совершали подчас невозможное. Вначале мне казалось, что это какие-то запредельные люди, сделанные из металла высшей пробы. Они носили эти костюмы, много часов не ели и не пили.

В июле была жуткая жара, и когда я в этой «защите» пошел в первую клиническую больницу, то все, что на мне было, моментально стало мокрым, как после дождя. А они проводили в этой экипировке часы. Поэтому герои выставки – в основном доктора, медсестры. Среди них обыкновенные лаборанты, которые работают в «красных зонах» и делают анализы на коронавирус. Есть фото операции ковидного больного, где врачи тоже работают в защитных костюмах и респираторах. Есть волонтер, который возил врачей поликлиники по заявкам.

– Тебе не было страшно?

– Конечно, было, как любому человеку, который попадает в несвойственные для него обстоятельства. Но было и интересно, ведь я понимал, что мы все вступаем в новые условия жизни. Захотелось показать, как врачи реагировали на инфекцию – не боялись. Говорили, что есть меры безопасности, мы их соблюдаем, а значит, все будет в порядке. Сначала я боялся, что в «красной зоне» с меня сползет маска. Потом понял, что нужно дышать ровно, и тогда ты можешь сосредоточиться и делать то, для чего сюда пришел. Потом я уже спускал маску, спокойно поправлял очки.

Конечно, есть истории, связанные с безысходностью, когда люди не могли получить медицинскую помощь. Но я видел, как многих спасали. Одного пациента с 90-процентным поражением легких буквально вытащили с того света. Ковид, на самом деле – тяжелая болезнь, никто не знает, как отреагирует организм.

– Что тебя поразило больше всего?

– Неподвижные люди, которые лежали в реанимации. Врачи делали все, что от них зависит, переворачивали их, чтобы не было пролежней. Там очень тяжело. Хорошо, что есть медицинские работники, которые могут их подбодрить, сказать какие-то теплые слова. И не удивительно, что пациенты при выписке их обнимали, ведь там выздоравливали тяжелые больные.

– Были какие-то инсайты за время этих съемок?

– Конечно, обо всем и не расскажешь в интервью. Но важно понять то, что мы не должны подвергать врачей и близких нам людей опасности из-за своей глупости и неосмотрительности. Мы не носим маски, не моем руки, а потом, когда заболеваем, закатываем истерики людям в белых халатах. Сначала сами создаем ситуацию, а потом кого-то в ней обвиняем. Для меня это определенный опыт познания самого себя через адский труд врачей и муки тех, кого спасают. А еще я понял, что человек – это существо, которое ко всему привыкает. Может быть, после пандемии вырастет поколение людей, у которых будет супериммунитет, и они полетят, например, на Луну.

– Это ведь не окончание проекта?

– Конечно, я не останавливаюсь. Недавно был в новой Шелеховской больнице. Хочу попасть в Областную клиническую больницу, в детскую, подежурить на скорой. Словом, планов много.

– Ты ведь раньше был далек от медицинской тематики?

– Это правда, я в основном индустриальный фотограф. Съемки на месторождениях, производствах и так далее – это мой хлеб, которого сейчас нет. Из-за пандемии попасть туда невозможно.

– Когда ты начал увлекаться фотографией?

– Меня увлек фотографией мой отец, когда я еще ходил в садик. Я быстро научился обращаться с техникой, а в школьном возрасте освоил печать фотографий. Тогда я снимал неосознанно, но опять же благодаря отцу узнал, что в Иркутске есть курсы известного фотографа Эдгара Брюханенко. В то время меня заметил фотограф «Коммерсанта» Саша Сидоров и предложил попробовать поснимать для газеты. Я оформил внеочередной отпуск на Авиазаводе, где работал электромонтажником, а вскоре вообще ушел оттуда в редакцию. А так как в «Коммерсанте» разная специфика, выезжал на месторождения, фотографировал людей на производстве. Мне это было по душе, и меня стали целенаправленно направлять на такие съемки. Это замечательная работа. Возьмем хотя бы то, что я, в отличие от коллег по Авиазаводу, смог полетать на самолете, в котором делал электропроводку. Словом, я ни разу не пожалел, что тогда круто изменил свою судьбу, тем более фотожурналистика очень динамичная и познавательная сфера, которая расширяет твой взгляд на мир.