Иркутские поэты выпустили сборник стихов, написанных в карантин

«Иркутск. Хроника в рифмах»

Иркутское творческое молодежное объединение «НеоКлассический синдром» выпустило второй сборник стихотворений молодых поэтов Приангарья. Руководитель проекта Илья Подковенко рассказал газете «Областная», как создавалась книга и кто такой современный поэт.

 

– Илья, что вдохновило вас на создание сборника?

– В регионе проблематично найти печатное издание, заинтересованное в сотрудничестве с молодыми поэтами. Есть журнал «Первоцвет», но его авторы – школьники. Есть альманах «Иркутское время», журнал «Сибирь», но туда прорваться молодым очень сложно. Мы начали думать над изданием для молодежи, серьезно увлекающейся поэзией. В прошлом году выиграли грант и выпустили первый сборник «Иркутск. Хроника молодости», а нынче благодаря поддержке областного министерства культуры и архивов издали второй – «Иркутск. Хроника в рифмах».

 

– Кто работал над сборником? Довольны результатом?

– Это коллективный труд небольшой команды. Дизайн – Дима Хунд и Эмилия Бонневилль, она же автор стихов. Редактор – Ольга Палкевич, сотрудник библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского. Я – администратор, составитель, верстальщик, один из авторов. Наш второй сборник получился качественней. Во-первых, у нас уже был опыт и большая рефлексия над промахами первого, во-вторых, мы никуда не спешили, работали над ним почти год.

В сборник попали стихи 21 поэта, в основном это иркутяне. Авторов с литературным образованием не так много. Александра Зуева, студентка московского литинститута имени Горького. И Анна Тимофеева, которая окончила наш ИФИЯМ. Остальные это медики, геологи, много историков, в том числе я. Сейчас работаю в школе учителем. Среди желающих попасть в сборник проводили отбор. Нам присылали по три стихотворения. Если произведения были хорошие, мы просили больше.

 

– Стихи в сборнике – какие они и о чем?

– Поэты разные, образов много – от чего-то величественного, природного до бомжа на остановке. Есть сложные стихи, в которые надо вдумываться: отсылки к древней Греции, мировой культуре, Шекспиру, что-нибудь из квантовой физики. Авторы делятся внутренними переживаниями, чувствами, размышлениями о любви, мире, жизненном пути, где-то комично, где-то с грустью.

 

– У сборника есть аудиоверсия. Почему стихи читают не сами авторы?

– Автор может писать хорошие стихи, но плохо их читать. Мы решили позвать ребят, которые в этом деле профессионалы. Студенты Иркутского театрального училища отлично справились. Кроме того, собрать всех авторов в студии практически невозможно: мы писали в карантин, и многие разъехались по своим деревням и городам.

 

– Много в Иркутске молодых людей, увлекающихся поэзией?

– В Иркутске поэтический бум наблюдается последние три года: творческие вечера, свободные микрофоны, поэт-баттлы. Оказалось, что очень многие молодые люди для самовыражения избирают поэтическую форму. К сожалению, не все остаются в этом деле. Стихи – скрупулезная работа, часто у ребят не хватает самоорганизации.

 

– Можно ли научиться писать стихи?

– Очень многим не хватает именно теории поэзии: как писать, какие методы есть, какие гласные и согласные можно рифмовать. Я считаю, если человек освоит принципы, набьет руку, то сможет написать хорошие стихи. Молодым авторам советуем обратиться в Союзы писателей, Дом литераторов, где сделают разбор их стихов. Или к нам – в молодежное объединение «НеоКлассический синдром». В прошлом году мы проводим творческие лаборатории, где как раз занимались разбором стихов.

 

– Кто в кумирах у молодых поэтов? На кого ровняются? Кому подражают?

– Авторитет классиков сохраняется, безусловно. Девочкам нравится Сергей Есенин и Михаил Лермонтов, довольно часто у нас можно встретить поклонников Евтушенко. Многие пытаются подражать Иосифу Бродскому. Даже появилось выражение на эту тему: «Если долго читать Бродского, рано иди поздно в твоих стихах начинают торчать его уши». Из современных поэтов любят Веру Полозкову, Серафиму Ананасову, творчество бардов. Сейчас больше женские поэтессы на слуху.

 

– Можно ли зарабатывать одной поэзией?

– Не знаю в Иркутске людей, которых бы кормила литература. У нас нет такого спроса на поэзию, какой был 50–100 лет назад. Информационное пространство перегружено, а поэзия – сложное творчество, и с развлекательными видео на YouTube сложно конкурировать. Вот даже мы сейчас сборник издали – дай бог треть тиража распродать, но, скорее всего, не выйдет.

 

– Зачем молодежь пишет стихи?

– Разные причины. Честолюбие – если есть талант, он толкает человека реализовываться, искать читателя, выходить на сцену. Кто-то лечится поэзией, избавляется от тяжести в жизни, перенося ее на строчки. Кто-то пишет с детства, и без этого себя уже не мыслит. Для кого-то «тусовка» важна. Многие уже не могут без аудитории, сцены: выступить, словить отдачу, аплодисменты, посмотреть на горящие глаза – это заряжает.

 

– В Иркутске хватает поэтических площадок?

– Скорее нет, чем да. Нас немного, кто системно занимается молодежной поэзией, проводит вечера. А это очень важно для творческого развития города. С местом проблем нет – обычно владельцы рестораций охотно идут навстречу. Это выгодно всем: мы приводим клиентов, которые обязательно что-то закажут, а сами получаем место, где прочитать стихи.

 

– Какой зритель приходит на творческие вечера?

– Самый тяжелый случай, когда на творческий вечер приходят только участники и несколько человек поддержки. Такой дисбаланс очень сильно разбивает, ты отдаешь в зал свою энергию, а в ответ – пустота. Пару раз после таких вечеров я день-два просто отлеживался. Бывает, люди приходят в ресторан, бар просто поесть и развлечься. Тогда зал может быть забит до отказа, а на выступающего никто не смотрит. Мы уже научены горьким опытом и пытаемся такие ситуации предупреждать. Заранее стараемся договориться с заведениями, чтобы предупредили публику о поэтическом вечере. Обговариваем, чтобы не было посторонних звуков. Например, если человек читает стихи, в это время не должна шуметь кофемашина. Нам удается собирать заинтересованную публику. Некоторые приходят на все наши вечера. Когда человек понимает, куда он пришел, и с живым интересом слушает стихи – получается очень теплая атмосфера. Публика уже научена, поэтому редко бывают неудачные вечера в Иркутске.

 

– Как живут поэты во время самоизоляции? Насколько актуальны онлайн-квартирники?

– С марта был долгий перерыв в мероприятиях. Публика, аплодисменты, энергетика зала – все это было частью жизни поэтов, которой их лишили. Это тяжело психологически. Все-таки живое общение друг с другом – очень важный фактор. Сейчас каждую вторую субботу месяца наше объединение проводит «Квартирники на Франк-Каменецкого». Конечно, маски, обработка рук, дезинфекция помещений, микрофонов – все это есть. Еще участвуем в онлайн-проектах. В Краснодаре запустили проект всероссийских квартирников – из разных частей страны и даже за рубежом поэты выходят на связь и читают стихи.

 

– Какое развитие будет у сборника?

– Проект планируем продолжать. В планах выйти на города и села. Например, появится сборник «Братск. Хроника в рифмах». Неважно сколько страниц. Главное, чтобы он был наполнен хорошей поэзией.

 

 

Кстати:

Сборник стихов «Иркутск. Хроника в рифмах» можно приобрести в Читай-твори кофейне НОРА по адресу ул. 25 Октября, 20, в букинистическом магазине BookBoх, расположенном в здании библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского, в книжном магазине «Переплет», ул. Марата, дом 11.