Танго смерти в «Театре пилигримов»

Историю об узниках концлагерей поставил Иркутский областной театр-студия «Театр пилигримов». Премьера состоялась в необычном формате 3 сентября, в день окончания Второй мировой войны.

Из-за пандемии спектакль «Милосердие под запретом» сыграли на улице. Сцену выстроили прямо во дворе театра, таким образом, что над ней возвышались верхушки куполов Спасо-Преображенской церкви. Скорее всего, это было не преднамеренно, но в итоге выглядело очень символично, ведь речь в спектакле шла о христианских ценностях: сострадании, самопожертвовании, любви и силе духа.

Либретто к постановке создали режиссер спектакля Анна Агапитова и художественный руководитель «Театра пилигримов», композитор Константин Артамонов. Он же написал музыку к этой истории, основанной на документальном материале. В постановку вошли воспоминания восьми бывших узников концлагерей. Эти мужчины – жители нашего региона и других городов Сибири. Найти материалы помог сотрудник музея истории Иркутска Сергей Трофименко. Девочки, о чьих судьбах узнают зрители, попали в лагеря из центральных районов России.

По обе стороны от сцены разместились музыканты – рок и струнная группа театра – одетые в полосатую арестантскую робу. На сцене, среди аскетичных декораций художника Ирины Железняк, стоит экран, изображение на который транслируется с камер, установленных в куклах немецких офицеров. Таким образом, исповеди героев выглядели как допрос. Каждый персонаж держал в руках тряпичную куклу, наряженную в аналогичную одежду – свое альтер-эго, и рассказывал душераздирающую историю пребывания в лагерях смерти. В спектакле кукла – своеобразный символ беспомощности людей, попавших в нечеловеческие условия. Чуть левее ниша, озаренная огнем, к которой тянется веревка с тряпичными куклами – жуткая газовая камера, в которой сжигали узников – символ смерти. В центре – печка-буржуйка, возле которой грелись люди – символ жизни.

Современному человеку трудно представить те страшные реалии, в которых приходилось выживать узникам концлагерей – есть баланду и хлеб из опилок, спать на земляном полу, работать от заката до рассвета, быть подопытным для жутких медицинских экспериментов или игрушкой для плотских утех. Там было очень легко утратить человеческий облик, попрать моральные ценности и превратиться в чудовище. Но большинство узников не только не перешли на сторону зла, но и не потеряли достоинства. Они помогали своим товарищам по несчастью, присматривали за детьми, которые остались без родителей, лечили больных.

За час с небольшим зрители узнают о судьбах восьми героев, которым удалось выжить в концлагерях. При этом многие из них потом прошли уже через советские лагеря, чтобы смыть клеймо предателей. Именно поэтому спектакль называется «Милосердие под запретом», поскольку его герои не получили сострадания, освободившись из фашистского рабства.

Попасть в плен считалось клеймом на всю жизнь, то есть эти люди, по сути, были без вины виноватыми, – считает Константин Артамонов. – Мы хотим еще раз подчеркнуть, что это абсолютно несправедливая позиция, потому что пережить невыносимые условия, о которых мы здесь рассказываем, на наш взгляд, не меньшее геройство, чем идти под пули. 

Истории героев, которые они то произносят речитативом, то пропевают, не раз заставляют сердца зрителей сжиматься от ужаса и сострадания, но особенно трогательной получилась финальная сцена спектакля. Музыканты театра выступили в роли трагически погибших участников Яновского оркестра. Узники – классические музыканты, вынужденные по прихоти садиста, начальника Яновского лагеря, аккомпанировать казням и пыткам, в итоге были застрелены во время исполнения так называемого танго смерти.

В финале спектакля музыканты «Театра пилигримов» вышли и образовали полукруг возле сцены. После того как на одного из них указывала кукла фашиста, он укладывал свой инструмент на сцену и заходил за экран. Когда все музыканты и артисты ушли на задний план экрана, они запели хором трогательную и пронзительную мелодию.