Редкий эндемик Прибайкалья получил шанс на возрождение

Первый этап эксперимента по разработке методов восстановления популяции ольхонской полёвки, признан успешным.  Об этом 6 июля 2020 года сообщили сотрудники научного отдела ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Эксперимент по восстановлению популяции грызуна, внесенного в Красную Книгу Иркутской области, проводится совместно с учеными из Института систематики и экологии животных Российской академии наук из Новосибирска. В 2015 году, на средства гранта Фонда «Озеро Байкал», стартовал новый этап работ: в виварии. Первые его «выпускники», появившиеся на свет в Новосибирске, были выпущены на свободу в 2019 году. Самцов и самочек в возрасте 30 – 45 дней, привезли на Байкал. Их новым домом стал один из островов в проливе Малое Море.

Помет самих зверьков свидетельствовал, что они перенесли суровую зиму и смогли уберечься от лисицы, появившейся на острове. Один из зверьков попался в живоловушку в конце июне 2020 года. Участники эксперимента провели визуальный осмотр полёвки, измерили длину тела, хвоста, стоп, вибрисс и ушей и пришли к выводу, что он рожден менее года назад – «сеголетка». Подопытный чувствовал себя прекрасно и после общения с людьми убежал.

А на остров высадили новый «десант» – еще 7 зверьков из вивария. На первое время оставили им немного любимой еды: огурцов и одуванчиков. И высыпали субстрат из опилок и бумаги, которые пригодятся для строительства нового гнезда.

Таким образом, первый этап разработки методов восстановления популяции ольхонской полёвки можно считать успешным. Полёвок планируют выпускать на острове Ольхон, а также на побережье материка. Места расположения «десантов» грызунов будут помечены специальными информационными аншлагами: чтобы люди знали об эксперименте, могли ответственно относиться к происходящему и не вредить нужным для экосистемы Байкала зверькам.

Посетителям Прибайкальского национального парка напоминают, что для поддержки популяции краснокнижного эндемика достаточно не складывать пирамид из камней, которые разрушают естественную среду обитания ольхонской полёвки, перекрывают ее ходы в «спальни» и «кладовые», разрушают убежища от хищников.