Пандемия свадьбе не помеха

Поздравления по интернету вместо шумных ресторанных застолий и защитные маски с перчатками в качестве главных аксессуаров жениха и невесты. Так теперь выглядят свадебные торжества в Иркутском дворце бракосочетания. Из-за коронавируса пышные церемонии здесь отменены.

 

Меньше браков и разводов

Карантин разрушил множество планов: кто-то остался без отпуска, кто-то лишился работы, а у кого-то пострадал бизнес. Но любящим сердцам пандемия не помешала скрепить свои союзы узами брака, а кое-какие семьи даже подвигла отказаться от запланированных разводов.

Несмотря на то что доступ в Иркутский дворец бракосочетания максимально ограничен, регистрация браков, как и прием документов, по-прежнему ведется, – рассказывает на ведущий консультант центрального отдела службы ЗАГС по городу Иркутску Ольга Дмитриева. – Конечно, мы ориентируем граждан, чтобы они подавали заявления во время карантина через единый портал госуслуг, но если у них нет такой возможности или что-то не получается, можно прийти непосредственно к нам. Мы в любом случае примем всех посетителей.

Он осуществляется на первом этаже здания. Чтобы получить справку или подать заявление, нужно ждать, пока к дверям подойдет сотрудник. Внутрь никого не пускают из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. Залы, в которых обычно проходят свадебные церемонии, также временно закрыты. Зона регистрации организована прямо на входе второго этажа. Дабы соблюсти торжественность момента, в небольшом закутке возле входа установлена небольшая стойка, магнитофон и баннер «75 лет Великой Победы». Если погода солнечная – молодожены ждут своей очереди прямо на улице. А чтобы укрыться от дождя, есть небольшое пространство прямо между дверями.

Впрочем, сейчас, отмечает специалист, пар регистрируется гораздо меньше. Если до карантина число свадеб во дворе бракосочетания в день достигало 40, теперь в среднем их не более десяти. По закону, поясняет Ольга Дмитриева, заявление можно подать не менее чем за месяц и не более чем за год до бракосочетания. Однако если пара ждет ребенка или он уже родился, то брак может быть зарегистрирован прямо в день подачи заявления. Кроме того, учитывается наличие общих детей. Все решения об изменении даты бракосочетания принимаются индивидуально и только с согласия пары. Поскольку в Иркутской области, как и во всей стране, введен ограничительный режим, всех новобрачных, которые планировали отметить свадьбу в апреле-мае, заранее обзвонили и предупредили, что церемония будет проходить в камерном формате. Более половины претендентов на статус молодоженов из этого списка решили перенести регистрацию на лето, но некоторые все же захотели оставить дату без изменений.

– Мы подали документы в начале марта, – рассказывает с улыбкой невеста по имени Сойжин. – Тогда еще моей беременности внешне не было заметно, а теперь посмотрите, живот вырос, словно на дрожжах. Испугалась, что если регистрацию перенесем, вообще ни в одно платье не влезу.

Со своей избранницей полностью согласен и Алексей:

– Ничего хуже нет, чем ждать и догонять. Мы изначально не хотели пышной церемонии, планировали просто прийти и расписаться. Вместе живем давно, а перед рождением малыша решили узаконить отношения. Но родители настаивали на торжестве. У каждого из нас большие семьи: братья, сестры, да и друзей предостаточно. Пришлось бы заказывать ресторан, думать о лимузинах… К счастью, видимо, кто-то свыше решил выполнить наше желание, так что сегодня, как и мечтали, мы просто обменяемся кольцами и получим миллион поздравлений и сюрпризов от друзей и близких дистанционно. Родители, кстати, отреагировали нормально, сказали, что теперь нам точно будет что вспомнить, ведь свадебными портретами в масках сможет мало кто похвастаться!

Савелий и Лариса тоже решили официально оформить свой союз, не перенося сроков.

Мы оба возрастные, мне 63 года, жена на 10 лет младше, – поясняет супруг. – У каждого это второй брак, есть дети. У Ларисы два сына, у меня дочь, сын и двое внучек. Нас предупреждали, что регистрация пройдет в масках и перчатках, но ни меня, ни Ларису это не смутило. Парадные портреты нам ни к чему. Конечно, хотели, чтобы пришли на церемонию дети, но не ничего страшного. Не стоит и нам рисковать здоровьем и подвергать опасности близких. Знаем, они поддерживают и одобряют наше решение и очень за нас рады, а это главное.

Церемония бракосочетания занимает всего несколько минут. Она включает в себя все традиционные элементы, сопровождаемые музыкальным аккомпанементом. Нет лишь обращения к гостям, поздравлений от многочисленных приглашенных и криков «горько!». Однако даже в таком «усеченном» формате сотрудники ЗАГСа стараются провести бракосочетание как можно душевнее и теплее. Регистратор интересуется, является ли решение пары стать мужем и женой взаимным, готовы ли они нести ответственность за жизнь и судьбу друг друга, а после приглашает обменяться кольцами и скрепить свой союз подписями. После фотографии на память новобрачные отправляются по домам.

Как пояснила Ольга Дмитриева, за последний месяц в Иркутском дворце бракосочетания было зарегистрировано 143 брака. Всего в областном центре новобрачными стала 541 пара, что вдвое меньше аналогичного периода прошлого года. Также за истекший месяц было зафиксировано только 300 разводов, что втрое меньше прошлогодних показателей.

 

Родился на карантине

Если пандемия и сказалась на количестве браков и разводов, то на число новорожденных она не повлияла. В апреле в Иркутске появились на свет 2,2 тыс. малышей. Свидетельства о рождении их родителям были выданы прямо в момент выписки. Оформляют документы сотрудники службы ЗАГС по соглашению, заключенному с региональным министерством здравоохранения. Теперь они несут дежурства в роддомах ежедневно.

Уже более месяца мы ведем «прием» в таком режиме, – рассказывает Мария Лагутина, чье рабочее место на время карантина перенесено в областной перинатальный центр. – Например, здесь трижды в неделю находится сотрудник центрального отделения службы ЗАГС, а два дня работает оператор из Октябрьского отдела города Иркутска.

Ежедневно, поясняет девушка, ей приходится выписывать по 20–25 документов. Данные, необходимые для заполнения свидетельства о рождении, она получает в записке, которую ей передает медработник. Никакого контакта с мамами, а тем более с малышами, у нее нет. Если возникают вопросы: иногда из-за почерка трудно правильно распознать фамилию, или есть претензии к написанию имени, она звонит по телефону непосредственно маме.

Сегодня, например, получила записку с именем девочки Ясения, – улыбаясь, говорит Мария. – Засомневалось, не ошибка ли это. Раньше подобное имя всегда писалось через «е» – Есения. Позвонила, мама сказала, что все правильно. Дочку она решила назвать именно так, потому что девчушка родилась ясноглазой и очень хорошенькой. И папа одобрил, хотя еще не видел свою новорожденную дочь.

К счастью, такие вопросы возникают нечасто. Иркутяне по-прежнему называют малышей, отдавая дать моде. К примеру, за прошлый месяц 70 мальчиков названы Артемами и 59 девочек Софиями. Но были и довольно редкие имена: Лея, Милана, Светозар, Клим. А еще иркутянами теперь стали Жасмина, Луна и Камолидд, чье имя в переводе означает «рассвет».