06.05.2020 11:40
Рубрики
Общество
Фото
из семейного архива
Текст:
Юлия Носова
Фото:
из семейного архива
06.05.2020 11:40

Гвардии рядовой

Владимира Архиповича Васильева в городе Черемхово знают и помнят многие. Ветеран Великой Отечественной войны, участник прорыва блокады Ленинграда, в мирной жизни – главный конструктор машиностроительного завода имени Карла Маркса. Его имя навсегда осталось в истории земли Черемховской.

 

Май 2005 года

15 лет назад, рассматривая семейный альбом, сын указал на большой портрет красивого молодого человека в военной форме.

– Это кто? – спросил Алеша.

– Не узнаешь? Это твой прадед Владимир Архипович Васильев.

– Да, – заглядывая через плечо, сказал подошедший дед. – Это я. После войны.

– Деда, – в огромных черных глазах сына заплясали огоньки, – а расскажи про войну.

– Да что рассказывать-то? Война – это самое страшное, что может быть на земле.

– А что ты там делал? Сколько тебе было лет? Ты, наверное, генерал? – не унимался ребенок.

– Что ты, воробушек, – дед ласково потрепал правнука по голове. И, приосанившись, гордо добавил: «Я – гвардии рядовой!» Было мне всего 17 лет, когда в 1942 году меня призвали в армию. Сначала, как и положено призывникам, отправили учиться в город Кяхту в 26-ю школу отличных стрелков снайперской подготовки. Затем в Костроме окончил курсы по специальности «истребители танков». И уже в 1943 году попал на Калининский фронт. Когда освободили от немцев Калинин, пошли мы на Ржев и узловую станцию Вязьма. Что только не делал немец, отступая! Населенные пункты сжигали дотла, валили телеграфные столбы, даже железнодорожные рельсы резали на аршинные куски, а шпалы пополам ломали. Ох, как горько было русскому солдату видеть эту разруху!

 

«….в Ленинград пробирался болотами, ребра ломая врагу…»

В декабре 1943-го с северной стороны города через поселок Саблино в составе 240-го стрелкового полка подошел к Ленинграду артиллерийский дивизион.

– Стояли жуткие морозы. В блокадный Ленинград мы вошли со стороны Московского вокзала. Полной разрухи в городе не было, ведь если в дом попадал снаряд, то обломки дома старались сразу же разобрать и вывезти. На многих зданиях можно было прочесть предупреждающие надписи об опасности при артобстрелах. Пройдя через Финляндский вокзал, заняли позицию и стали готовиться к наступлению: рыли окопы (насколько это было возможно), подготавливали огневые точки. 14 января началась артподготовка – в течение трех дней несколько орудий стреляли по обороне противника, уничтожая минометные и огнеметные точки. 17 января прозвучал сигнал наступления. Наш полк двинулся со станции Шувалово (Озерки), что в девяти километрах от Ленинграда. Оборона противника была настолько мощной, что за день удавалось преодолеть не более двух-трех километров. Основным противником выступали финны, ведь мы шли на север, в сторону Финляндии. Несмотря на тяжелые бои, огромные потери, бойцы Советской Армии с остервенением прорывали мощную оборону противника. А для поднятия боевого духа пели знаменитую песню о тех, кто «… в Ленинград пробирался болотами, ребра ломая врагу…» За десять дней прорыва блокады удалось дойти и освободить станцию Тереоки, что в 15 км от Ленинграда.

 

Май 1945 года

– После снятия ленинградской блокады довелось и с финнами повоевать. В июне 1944-го был штурмом взят город Выборг. За это сражение, тогда мне было 19 лет, получил я свою первую медаль «За боевые заслуги». Но о медалях и орденах тогда никто и не думал. Шли на Запад, по пути освобождая от немецких захватчиков Вильнюс, Каунас, Мариамполь, до самой прусской границы. Когда в ноябре нас передали в состав 1-го Украинского фронта, прошли мы по городам Львов, Перемышль, Краков, Катовицы, Тарновицы, Оппель, Бриг и двинулись на Бреслау – центр немецкой Силезии. 15 февраля 1945 года город был окружен нашими войсками. Это всего в 150 километрах от Берлина. А 1 мая началось форсирование реки Шпрея, что на подступах к немецкой столице. 2 мая мы уже были в Берлине. Накануне дня Победы я оставил на стенах Рейхстага свою роспись: «Владимир Васильев, г. Иркутск, май 1945 года».

О том, что война закончилась, мы узнали 9 мая, по дороге на Бреслау. Люди вокруг ликовали, обнимались, целовались, поздравляли друг друга с Победой.

Но в центре Германии еще шли бои. Уже не такие кровопролитные, но стрельба была слышна. Среди местного населения ходили слухи, что русские солдаты – настоящие изверги. И поэтому, когда мы проходили по городам и селам, людей не встречали вообще. Во дворах ревела некормленная и недоенная скотина, даже в домах все было брошено так, как есть: недоеденный обед, тут же валялась неприбранная одежда… Хозяева, казалось, только-только покинули дом. Но со временем люди перестали нас бояться. А в некоторых населенных пунктах Германии войны как будто и не было – ходили трамваи, работали магазины.

Домой, в Черемхово, я вернулся только в 1947-м году. Вот такая она, внучек, война….

 

Май 2020 года

Великой Победе над фашистскими захватчиками в 2020-м году исполняется 75 лет. Ветеранов, переживших то страшное время, с каждым годом остается все меньше и меньше. Уже 10 лет нет с нами Владимира Архипович Васильева. Но память о нем жива – жива в фотографиях домашнего альбома, медалях и орденах Отечественной войны, «За боевые заслуги», «За победу над Германией», что хранятся у внуков и перейдут по наследству правнукам.