Научный десант ИГУ высадился в Тункинской долине

Завершился второй этап международного научно-образовательного проекта Иркутского государственного университета «Научный десант». Как сообщает 18 декабря 2019 года пресс-служба вуза, он включал лекции и мастер-классы от разных подразделений ИГУ для ученики и учителя 19 школ Тункинского района Бурятии.

Руководитель проекта, заведующая учебно-научным геологическим музеем ИГУ Светлана Липкина рассказала о задачах научного десанта, возможностях и перспективах, открывающихся перед участниками, и многом другом. Ответственный секретарь центральной приемной комиссии ИГУ Дмитрий Матвеев – об университете, направлениях обучения, особенностях поступления и подготовительных курсах. Позже он провел профориентационную консультацию для абитуриентов и их родителей.

Представители научного десанта прочитали три интереснейшие лекции для школьников. Доцент кафедры гидрологии и природопользования географического факультета Оксана Бархатова рассказала о воде и ее свойствах, познакомила с интересными специальностями, так или иначе связанными с изучением воды, а также дала информацию о том, где учат на эти специальности и на каких школьных предметах необходимо акцентировать внимание. Преподаватель кафедры геологии нефти и газа геологического факультета Ренат Нургатин разложил по полочкам нефть и газ, которыми так богата Восточная Сибирь. Кстати, специально для аршанских школьников он привез образцы керна и конденсат нефти из богатейшей коллекции факультета. О современной астрономии и пути в космическую науку поведал слушателям директор астрономической обсерватории, доцент кафедры общей и космической физики физического факультета Сергей Язев. Позже, работая с учителями на мастер-классах, он рассказал им о проблемах и особенностях процесса возвращения астрономии в российскую школу.

С учителями на тему ЕГЭ работали еще несколько преподавателей ИГУ. Доцент кафедры географии, картографии и геосистемных технологий географического факультета Марина Левашова на встрече с учителями географии обсудила вопросы изменения КИМ (контрольно-измерительные материалы) ОГЭ в 2020 году, рассмотрела задания ОГЭ и ЕГЭ, вызывающие наибольшие затруднения у выпускников. По итогам встречи выработаны некоторые общие рекомендации.

Доцент кафедры математического анализа и дифференциальных уравнений Института математики, экономики и информатики Роман Леонтьев с учителями математики разобрал некоторые интересные задачи из части «С» ЕГЭ, в том числе уделил внимание задачам с параметром и графическому методу их решения. Доцент кафедры аналитической химии химического факультета Дмитрий Матвеев акцентировал внимание слушателей на заданиях, где учащиеся допускают основные ошибки. Ученый разобрал и решил вместе с педагогами задачи из второй части теста, вызывающие затруднения как у учителей, так и учащихся и требующие знаний не только по химии, но и по математике.

Кроме того, научный десант ИГУ позволил школьникам и учителям Тункинского района прикоснуться к астрономии. Прямо во дворе школы сотрудник астрономической обсерватории ИГУ Михаил Меркулов установил 200-миллиметровый телескоп. Правда, днем звезд не видно, поэтому он был направлен на снежную вершину одного из Тункинских гольцов. В окуляр телескопа с удовольствием смотрели не только дети, но и взрослые, особенно местные охотники, которые пытались высмотреть дикого зверя.

Напомним, проект «Научный десант» направлен на повышение научной грамотности и популяризацию научно-исследовательской деятельности среди детей и молодежи. Организован геологическим факультетом ИГУ при содействии депутата Народного Хурала Бурятии Николая Дашеева. Поддержку проекту оказывают географический, физический, химический, биолого-почвенный факультеты ИГУ. Участники: педагоги и ученики школ Тункинского района (Бурятия), лицея ИГУ (Иркутская область), Ханской школы (Монголия). Каждый из молодых участников получит повышенный шанс поступления в Иркутский государственный университет.

По проекту проходят практические и лекционные занятия, экскурсии, запланированы научно-исследовательские работы, а в дальнейшем – участие слушателей в олимпиадах и научно-практических конференциях, проводимых университетом. Проводятся курсы повышения квалификации и консультации по предметам для учителей. Предполагается многоэтапность реализации проекта – работа на базовых площадках в Тункинской долине, в лабораториях и музеях университета.