Спасибо за шанс
В Иркутской области прошла первая операция по пересадке печени
2018 год в истории иркутской медицины будет отмечен первой операцией по пересадке печени. Ее успешно выполнили хирурги Иркутской областной клинической больницы совместно с новосибирскими коллегами. Операция длилась 12 часов. Донорскую печень пересадили 37-летнему мужчине. Еще двум пациентам была сделана трансплантация почек.
Прорыв в медицине
Иркутских врачей одним из первых поздравил губернатор Сергей Левченко:
– Сегодня благодаря вам тяжелобольные люди получают надежду на жизнь. Спасибо большое за то, что вы сделали! Я понимаю, насколько это было трудно, ведь обратного пути в этом случае нет, – обратился к врачам Сергей Левченко.
Главный врач областной больницы Петр Дудин рассказал, что мультиорганный забор органов прошел у донора, скончавшегося от кровоизлияния в головной мозг. Печень и две почки были трансплантированы трем пациентам с неизлечимыми стадиями заболеваний.
В целом в Приангарье достаточно высока потребность в различных видах трансплантации: только заместительную почечную терапию получают около 800 пациентов, в листе ожидания на пересадку почки состоят более 40 человек.
– Операции по пересадке почки в Иркутской областной больнице выполняются с 2003 года. За это время трансплантация была проведена 170 пациентам, – сообщил министр здравоохранения региона Олег Ярошенко. – В этом году утверждена дорожная карта по трансплантации в Приангарье, где прописаны еще более смелые и амбициозные задачи. Мы планируем выйти на ежегодную пересадку 20–30 почек, а также готовы заниматься пересадкой печени – от двух до пяти операций в год. В перспективе будут развиваться другие направления в работе врачей-трансплантологов – пересадка сердца, роговицы и поджелудочной железы.
Дорожная карта предусматривает создание Регионального центра координации органного донорства на базе Иркутской областной клинической больницы. Пять ее хирургов уже прошли стажировку в Национальном медицинском центре трансплантологии и искусственных органов. Такая же стажировка ждет медперсонал и врачей из других больниц.
География трансплантаций
Во время визита в Иркутск главный трансплантолог РФ Сергей Готье сообщил, что ежегодно в России выполняется 1,3–1,8 тыс. пересадок органов, из которых около тысячи – почки, 200 – печени, 100 – сердца. Но реальная потребность гораздо больше.
В основном операции в России выполняются на базе центра Шумакова в Москве. Это крайне неудобно для пациентов из отдаленных территорий. Если больного рассматривают как потенциального реципиента, то он должен жить в пределах двухчасовой доступности от медицинского центра. И сколько жить – никто не говорит. Даже если больного прооперировали, то кто будет заниматься его реабилитацией, когда он вернется домой? Поэтому необходимо расширять географию трансплантаций в России, обучать специалистов из регионов и создавать инфраструктуру.
– Пациентов, кому нужна пересадка донорских органов, с каждым годом становится все больше. Сегодня методика аппаратного диализа совершенствуется, появляются современные препараты. Тем не менее раньше пациент на аппаратном диализе мог прожить пять-семь лет, потом ресурсы у организма заканчивались. Сейчас срок жизни дольше – 15–20 лет. Хотя жизнью это сложно назвать. Человек прикован к аппарату диализа, не может никуда далеко выехать, – комментирует Петр Дудин. – Трансплантация почки – единственный радикальный метод лечения терминальной почечной недостаточности, при этом он обеспечивает наилучшие результаты по сравнению с диализом и позволяет достичь наиболее высоких показателей выживаемости больных и качества их жизни.
А еще трансплантация эффективнее с экономической точки зрения.
– Диализ – это огромные затраты. В среднем лечение одного больного на аппарате «искусственная почка» в год обходится до 2 млн рублей, а расходы на трансплантацию колеблются в пределах 1 млн рублей, – уточняет Павел Сандаков, заместитель главного врача по хирургии Иркутской областной клинической больницы.
По статистике один донор помогает пятерым реципиентам, которым пересаживают новые почки, печень, легкие, сердце. Однако на сегодняшний день существует дефицит донорских органов. Большинство нуждающихся в пересадке умирает, не дождавшись операции.
– Донорский орган изымают у пациента, у которого констатирована смерть мозга. Как правило, такие люди умирают после обширных травм, инсультов, – отмечает Александр Новожилов, заведующий отделением портальной гипертензии Иркутской областной больницы. – По российскому законодательству действует презумпция согласия на посмертное донорство. То есть человек автоматически становится донором, если при жизни он не выразил своего несогласия, или за него этого не сделали его законные представители. В таком случае специальная медкомиссия принимает решение об изъятии органов для трансплантации.
В настоящее время готовится новый федеральный закон о донорстве. Минздрав России вводит такое понятие, как создание регистра волеизъявлений граждан на согласие или несогласие с посмертным донорством. По словам представителей ведомства, фактически будет создана отдельная система донорства со службой, имеющей информационную базу с листом ожидания органов или их частей. Кроме того, судя по заявлениям минздрава, в новой редакции законопроекта подразумевается пункт о том, что каждый гражданин может дать свое согласие или несогласие на донорство органов при оформлении паспорта и других официальных документов.
– Успех любой операции по трансплантации зависит от того, насколько четко и слаженно работает система. Коллектив врачей должен действовать как один слаженный механизм. Самый прихотливый орган по пересадке – сердце, оно может ждать 4–6 часов, печень – до 12 часов, почка – до 24 часов, – объясняет Александр Новожилов.
Начало положено. Теперь врачам Иркутской областной больницы предстоит наладить тесное взаимодействие с трансплант-центрами Сибирского федерального округа и Национальным медицинским исследовательским центром трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова.
Зачастую имена тех, благодаря кому пациенты получают новую почку или печень, неизвестны. Но люди до конца дней говорят своим ангелам-хранителям: «Спасибо за шанс».
Надежда на выздоровление
Иркутский областной онкологический диспансер тоже готовится покорить новые вершины. Здесь планируют провести операцию по пересадке печени и сделать трансплантацию донорского костного мозга.
Ежегодно в Прибайкалье выявляют порядка 300 пациентов с лимфомами. В общей сложности в регионе этим видом рака болеет почти 2 тыс. человек. Около 60 пациентов в год с угрозами рецидива заболеваний нуждаются в трансплантации костного мозга. Раньше, чтобы получить качественное лечение, сибиряки выезжали в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск. С 2016 года иркутские онкологи первыми за Уралом начали проводить операции по пересадке костного мозга. Технология такова: у больного забирают стволовые клетки. Затем проводят высокодозную химиотерапию, в результате которой убивают злокачественные ткани. Позднее пациент восстанавливается за счет своих же клеток, которые ему возвращают обратно. К настоящему времени удалось прооперировать более 30 пациентов.
– Сегодня мы специализируемся преимущественно на аутотрансплантации, когда пациенту пересаживают его же стволовые клетки. Применение таких методов увеличивает выживаемость больных в два раза, – отмечает главный врач Областного онкодиспансера Виктория Дворниченко.
Следующая ступень в развитии – пересадка костного мозга от донора. По словам врачей, появляется возможность лечить не только онкологические заболевания, но и генетические синдромы, патологии обмена, врожденные иммунодефициты, системные заболевания. Для решения этой задачи необходимо создать регистр потенциальных доноров стволовых клеток.
– В России есть национальный регистр доноров, но в нем порядка 75 тыс. человек. Для нашей огромной страны – это капля в море. В международных регистрах доноров костного мозга – миллионы. Но есть определенные проблемы по доставке этого ценного груза из-за рубежа. Кроме того, федеральные центры сегодня перегружены, много времени уходит на получение квоты. Поэтому, чтобы помочь больным, нам необходимо создать региональный регистр доноров костного мозга, – подчеркнула Виктория Дворниченко.
Она рассказала об успешном опыте выполнения операций по ретрансплантации почки. В этом случае родной орган сначала извлекается из брюшной полости, чтобы была возможность его полностью очистить от раковых клеток. А потом почку, если она здорова, возвращают обратно. Это значительно снижает риск рецидива. Иркутские онкологи сделали 12 операций по ретрансплантации почки.
В настоящее время врачи областного онкодиспансера готовятся к пересадке печени. Неоценимую поддержку в этом направлении им оказывают французские коллеги.
– В течение последних пяти лет мы изучили опыт трансплантологии зарубежных клиник, с которыми сотрудничаем, и пришли к единому мнению, что при пересадке донорского органа шанс победить онкологию значительно выше. Такие методы оперативного лечения наиболее эффективны при онкологических заболеваниях первой и второй стадии, – подчеркнула Виктория Дворниченко.
Иркутский областной онкодиспансер для тысяч сибиряков делает доступными мировые достижения медицины. Благодаря этому люди обретают надежду на полное выздоровление и уверенность в завтрашнем дне.