Охранная грамота образца 1993 года

Конституция Российской Федерации, 25-летие которой мы сегодня отмечаем, принималась в сложный для страны период, когда на волне демократических преобразований шла смена общественно-политической формации. Необходимо было не просто провести ремонт прежнего основного документа государства, но согласовать его статьи с новой идеологией. Насколько это удалось, рассказывает старший помощник прокурора области по правовому обеспечению, старший советник юстиции Елена Костылева.

– Какие из положений Конституции 1993 года были введены впервые?

– В первую очередь получил закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Это означает, что с ее нормами должна согласовываться деятельность государственных органов, организаций и граждан во всех сферах жизни. К нововведениям можно отнести также отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного и федеративного. Впервые был введен принцип разделения властей, установлена система местного самоуправления.

– А признание частной собственности – это ведь совершенно немыслимая вещь.

– Не только признана, но и попала под защиту государства, как и свобода экономической деятельности. Впервые устанавливается особая охрана Конституции. Важную роль в охране конституционных положений играет и Конституционный суд РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие.

– На прокуратуру возложен надзор за соблюдением конституционных норм. Какие из них попадают в зону особого внимания?

– Трудно что-либо выделить, все гражданские права, заложенные в Конституцию, важны, а их защита – наша повседневная задача. Много внимания и сил мы уделяем защите таких прав граждан, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, соблюдение трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод. Приоритетное значение имеет такое направление деятельности, как защита прав граждан на своевременную и в полном объеме оплату труда. Только за 10 месяцев нынешнего года органами прокуратуры области выявлено 3 427 нарушений законодательства в этой сфере. С помощью комплекса мер реагирования выплачена задолженность по зарплате в размере более 290 млн рублей. По результатам прокурорских проверок возбуждено 56 уголовных дел по фактам незаконной рубки лесных насаждений.

– Что для вас является руководством к действию: обращение граждан или какая-то другая информация, стекающаяся по специальным каналам в стены прокуратуры?

– Обращения граждан – это всегда повод начать проверку. Только за первое полугодие текущего года в наш адрес поступило более 29 тыс. жалоб, из которых удовлетворено каждое пятое-шестое. Но вместе с тем, мы постоянно отслеживаем с помощью статистики состояние законности в той или иной сфере жизнедеятельности. И когда обнаруживаем негативные явления, те же, например, задержки с выплатой заработной платы, то выходим с проверками, подключая прокуроров тех территорий, где нарушения особенно значительны. В последнее время усилился контроль за обеспечением прав граждан на переселение из аварийного жилищного фонда, предусмотренных майскими указами президента. Прокурорами на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства в данной сфере, принимаются меры к органам местного самоуправления, допускающим бездействие при разработке и принятии соответствующих программ переселения в виде не включения в них всех домов, признанных непригодными для проживания, нарушении сроков расселения граждан.

– Как я понимаю, многое зависит от зоркости и принципиальности прокурорского ока на местах?

– Совершенно верно. Вот вам наглядный пример. Население Бодайбо многие годы страдало от некачественной подачи воды. Зимой нормальная, а как весна – темная, с запахом. Население мирилось с таким порядком вещей, которое объяснялось природной аномалией. Два года назад в Бодайбо пришел новый прокурор, разобрался в ситуации и заявил в своем выступлении по телевидению: это нарушение прав горожан на предоставление надлежащих коммунальных услуг. Платят-то люди за чистую воду. Были разъяснены пути защиты. И впервые в истории Бодайбо населению возвратили около полутора миллиона рублей за некачественные коммунальные услуги по холодной воде. Еще один случай, тоже связанный с водой, имел место в поселке Усть-Ордынский. Прокурорские работники случайно увидели на уличной водоразборной колонке объявление: плату в таком-то размере нужно внести такому-то предприятию. Оказалось, никаких полномочий по сбору денег у него не было. Таким образом, было пресечено массовое нарушение прав граждан.

– А способна ли прокуратура не обнаружить, а заранее предупредить нарушение конституционных прав?

– Именно к этому мы в большей степени стремимся. Значительный пласт нашей работы – правовое просвещение. Когда-то, при советской власти, эту функцию прекрасно осуществляло общество «Знание». Народ посредством лекториев знал свои права. К сожалению, это направление было на какое-то время забыто. Последние семь-восемь лет мы возвращаемся к старой практике юридического просвещения. Три месяца назад начала работать школа права в областной юношеской библиотеке имени Уткина, два раза в месяц мы читаем там лекции. В режиме онлайн к ней подключены все муниципальные библиотеки. Стараемся выбирать темы, которые жизненно необходимы и волнуют жителей области.

– Подсказка прокуратуры помогает восстановить нарушенные права?

– Безусловно. В прошлом году прокуроры прочитали в дошкольных образовательных учреждениях ряда территорий лекции, где упоминалось, что работники образования имеют право на компенсацию расходов по медицинскому освидетельствованию. Как выяснилось, в двух районах работники детских садов даже не подозревали о существовании такого права. Естественно, обратились в прокуратуру о защите своих прав. По иску прокуроров все компенсационные выплаты были произведены. Как сообщил прокурор Боханского района, в этом году таких нарушений не было, потому что органы местного самоуправления включили в бюджет статью расходов на эти цели. Радует, что с помощью только правового просвещения удалось добиться такого резонанса.

– Каков, на ваш взгляд, уровень юридического образования наших граждан, все ли они достаточно осведомлены о своих правах?

– Сейчас знать все права для некоторых граждан затруднительно даже не в силу отсутствия нужного юридического образования, а из-за обилия законодательных актов. Юристы-практики подсчитали, что за полвека, начиная с 1938 по 1988 годы, было принято около 100 законов на уровне РФ, то есть существовало стабильное законодательство. А сейчас в год принимается более 400 только федеральных законов. Добавьте сюда более 200 областных. А к ним еще различные подзаконные акты, прописывающих конкретику. Согласитесь, в этом бумажном море даже специалисту сложно разобраться.

– На Западе, особенно в США, каждая семья стремится к тому, чтобы иметь собственных дантиста и юриста. Под силу ли нам такое?

– Это, конечно, идеальный вариант, но юридические услуги достаточно дороги и не под силу значительной части нашего населения. Есть закон о бесплатной юридической помощи, но он касается только определенных категорий людей, оставляя за бортом многих граждан. И только прокуратура оказывает правовую помощь бесплатно. Мощная система по работе как с письменными обращениями граждан, так и устными. Любой человек может прийти на прием, посоветоваться: куда пойти и где найти защиту от беззакония.

– В народном сознании прокурор – это воплощение самого закона, человек, застегнутый на все пуговицы, лишенный юмора и неспособный на улыбку. Насколько соответствует это описание действительности?

– А я в свое время услышала другое определение: в прокуратуре работают одни романтики. Была очень удивлена и начала было спорить, утверждать, как и вы, что, наоборот, мы очень рациональные, стоим на букве закона, говорим формальным языком. А потом, взвесив все доводы, поняла, что в этом есть немалый смысл. Сложное законодательство, требующее напряженного труда. Нужно все делать быстро и качественно, и выдерживают этот ритм немногие. Кто остался работать в прокуратуре, это, с одной стороны, рационалисты, а с другой – настоящие романтики. Статьи Конституции не имеют материальной оболочки, их не потрогаешь, не взвесишь, это категории моральные, нравственные. Надо быть настоящим романтиком, чтобы в поисках справедливости растягивать рабочий день до 10–12 часов.

– Как это ни странно звучит, но в вашей правозащитной работе вам порой противостоят юристы, защищающие интересы нарушителей закона. За кем победа?

– Действительно, у наших оппонентов тоже мощное юридическое сопровождение, и сражаемся мы на одном правовом поле. Только они за гонорар, и гонорар немалый, а мы по долгу службы. И тем не менее испытываем удовлетворение, когда последнее слово остается за законом. Ведь для прокурора главное – защитить государство в целом, а через него и человека. Даже надзирая за правильным расходованием местных бюджетов, мы, в конечном счете, руководствуемся интересами человека.

– Скажите, а что вас привело в ряды романтиков?

– Решение стать прокурором было принято в шестом классе. Насколько этот выбор оказался рациональным, я сейчас сказать не могу, мне просто хотелось помогать людям. Но он стал той большой целью моей жизни, которая помогает преодолевать трудности. Трудовой путь после окончания Иркутского госуниверситета я начала в прокуратуре Ленинского района, затем была приглашена в аппарат прокуратуры области. В следующем году будет уже 30 лет моей службы. И о сделанном выборе я не пожалела ни разу.