21.11.2018 15:24
Рубрики
Культура
Фото
из архива музея
Фото:
из архива музея
21.11.2018 15:24

Осколки времени Бориса Десяткина

Персональная выставка одного из самых самобытных иркутских авторов – Бориса Десяткина – работает в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Она посвящена 70-летию со дня рождения художника.

Напомним, его работы были представлены в 2014 году в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Их высоко оценили эксперты и любители изобразительного искусства северной столицы.

Иркутский искусствовед Тамара Драница считает, что Борис Десяткин был реалистом в подлинном смысле этого термина, ведь он не разрушал форму, а напротив – усиливал, обобщал, символизировал, чтобы выявить ее смысл и содержание. Особый же почерк художника сложился под влиянием его конфликта со временем, в котором он и его коллеги оказались в 1990-е годы.

– Марина Цветаева сказала, что пространство – стена, а время в ней – брешь, а Борис Десяткин, видимо, понял это так: когда искусство пробивает стену, то начинается время, – пояснила Тамара Драница. – И у каждого художника оно свое. Например, если брать иркутских авторов того поколения, то можно увидеть, что Сергей Коренев ностальгировал по былым гармониям, Валерий Мошкин углубился в подсознание, а вот для Бориса Десяткина время – зеркало, которое разбилось. Почему все его картины напоминают осколки, которые художник собирает воедино. Словом, он с головой ушел в то страшное время.


Борис Десяткин. Автопортрет. 1992. Картон, масло

Яркий талант Бориса Десяткина раскрылся в смутный «перестроечный» период. Художнику было 40 лет, когда он, воспитанный совсем в других реалиях, оказался выброшенным из социализма с человеческим лицом в капитализм с волчьими законами.

– В то время художники, воспитанные на идеалах, на поклонении Веласкесу, Рембрандту, Репину, вдруг увидели на улицах малиновые пиджаки, бычьи шеи, золотые цепи и нищих старух, – вспоминает Тамара Драница. – И тогда Борис Десяткин изображает это со всем отчаянием своего человечного сердца. Он пропускал время через собственную личность, которую фактически убивал, как и другие художники, остро чувствовавшие действительность. Они не были самоубийцами, они просто думали, что трагедии им нипочем, ведь они – прижизненные памятники. К сожалению, это было заблуждением.

В экспозиции можно увидеть более 40 живописных полотен Бориса Десяткина из фондов Иркутского художественного музея и частных собраний. Здесь много автопортретов самого художника. Кажется, что его пронзительный и одновременно спокойный взгляд буквально разрезает пространство.

– Неслучайно на первом плане автопортретов абсолютный покой, внутренняя собранность, которая и была его сутью, – отметила Тамара Драница. – Хотя многие видели лишь демонстративную сторону его личности, ведь он был хорошим актером и прекрасно понимал шекспировский образ жизни человечества. Он любил праздники, а когда их не было, то выдумывал их – одевался в странные одежды, рисовал на футболках свой портрет и выходил на улицу. Борису Десяткину нравилось, что публика радуется этому театру, который дает надежду. Ведь он сам, если и все разрушал в своих произведениях, то потом обязательно собирал.

Выставка будет работать до 25 ноября.