От Верхней Чоны до Тихого океана 

Десять лет назад, в октябре 2008 года, в магистральный трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан была подана первая нефть с Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения. Это событие означало, что Восточная Сибирь стала важной нефтегазовой провинцией России.  

Город нефтяников

«Р-111» – точка, с которой началось развитие Верхнечонского месторождения. Здесь расположен вахтовый жилой поселок, его вы не найдете ни на одной карте мира. Но он существует в глухой тайге, на расстоянии 921 км от Иркутска.

В первые годы работы здесь было только воздушное сообщение для доставки людей и зимняя дорога, ведущая на месторождение из Усть-Кута. Поэтому главной задачей для нефтяников стало строительство трассы, соединяющей аэропорт Талакан с Верхнечонским месторождением. Таким образом, было обеспечено бесперебойное снабжение нефтепромысла материально-техническими ресурсами.

Нефтяники предпочитают говорить о поселке Верхнечонск как о городе. И, по сути, они правы. Здесь есть вся необходимая инфраструктура, и созданы комфортные условия для проживания. За счет использования попутного нефтяного газа вахтовый поселок обеспечивается электричеством и теплом. Транспорт перемещается по гравийным и бетонным дорогам. Работает медицинский пункт, пожарное депо и спортивный оздоровительный центр, где можно играть в волейбол, мини-футбол, баскетбол и настольный теннис, и тренажерный зал. Разбит сквер – со скамейками и фонарями, летом можно любоваться цветочными клумбами, поселок украшают скульптурная композиция бабра и памятник первой нефти.

Приехав сюда, не сразу даже понимаешь, что оказался в промысловом поселке с большим количеством инженерных объектов. Жилая инфраструктура выстроена в кварталы, где есть столовая, гостиница, общежитие. Здесь люди не чувствуют себя оторванными от цивилизации. Везде есть телевизоры со спутниковыми антеннами, сотовая связь и выход в интернет. В поселке царит абсолютная чистота: вы нигде не увидите ни одного окурка под ногами, фантиков, разбитых бутылок и всякого другого хлама, которого с избытком в городах.

На месторождении единовременно работает почти 1 тыс. специалистов предприятия, а также более 2,5 тыс. работников подрядных организаций, для вахтовиков созданы комфортные условия.

Из глубины земных недр

Верхнечонское месторождение, как отмечают геологи, уникально по своему характеру и строению – здесь присутствуют тектонические нарушения – серия разломов, которые делят месторождение на девять блоков. Его нефтеносная порода образовалась в докембрийский период, в результате чего ее твердость и значительные солевые отложения стали одной из особенностей при освоении. Высокий технологический потенциал и сочетание международного опыта с российской нефтяной традицией позволили провести тщательную оценку и начать разработку Верхнечонского месторождения. Его оператором является АО «Верхнечонскнефтегаз» – дочернее предприятие НК «Роснефть».

Попадая на производственные объекты, новички в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности.

– Это сегодня у нас царят чистота и порядок, мы ходим по бетонным плитам. А когда только начинали бурить, то дорожки прокладывали деревянными дощечками, вокруг была грязь, болото, – вспоминает Иван Сотниченко, начальник отдела супервайзинга бурения.

Про себя он рассказал, что одно студенческое лето полностью изменило его жизнь. Он поступил в Иркутский политех на химико-металлургический факультет. Отец его друга предложил подработать на каникулах на разведочной скважине газоконденсатного месторождения. После такой практики Иван понял, что бурение – это работа для настоящих мужчин. И сменил специализацию.

– Бурить – чертовски интересно, все неизведанное притягивает словно магнитом. Близнецов-скважин не бывает. Мы за десять лет на месторождении набурили порядка 700 скважин, из них чуть больше 400 – это эксплуатационно-добывающие, около 200 – нагнетательные, остальные – водозаборные и разведывательные, – уточнил Иван Сотниченко.

Скважины бурятся «кустами»: буровая установка передвигается по определенной траектории. «Кустом» эти скважины называются потому, что бурятся они не строго перпендикулярно земле, а достигнув нефтеносного слоя, начинают отклоняться от вертикали, чтобы скважина шла вдоль пласта, повышая дебет.

Бурение на высоких скоростях

Верхнечонское месторождение смело можно назвать полигоном для испытания новых технологий и оборудования. Например, эволюционный путь проделали долота – породоразрушающий инструмент. В настоящее время нефтяники могут одним долотом (кстати, с алмазными вставками) пробурить до двух тысяч метров без дополнительных подъемов и замен, а раньше остановки делали после каждых 100 метров. Поэтому сегодня средний показатель бурения скважин составляет 19–20 дней, в первые годы работы на это уходило до трех месяцев.

Эффективной добыче нефти способствует применение технологии каротажа, с ее помощью нефтяной пласт виден в режиме реального времени. «Геологи нам подсказывают, куда бурить – вправо-влево-вверх-вниз», – отмечает супервайзер. Кроме того, при бурении используется раствор на углеводородной основе – его сами нефтяники называют кровью буровой. Раствор представляет собой смесь воды и синтетического масла. Его применение помогает более качественно и в короткий срок строить скважины.

Своими успехами по добыче нефти

«Верхнечонскнефтегаз» обязан технологии гидроразрыва пласта, которая применяется на месторождении с 2012 года.

– С помощью специального оборудования в нефтеносном пласте создается высокое давление, что приводит к образованию трещин, в которые закачивается специальный полимерный проппант. Это обеспечивает более длительный приток нефти и повышает коэффициент ее извлечения. Также используется селективный гидроразрыв, который дает возможность вовлечь в разработку и поднять продуктивность низкопроницаемых слоев, – пояснил Сергей Казаков, мастер по ПНП.

Скважины-трудяги

«Старожил», заместитель начальника региональной инженерно-технологической службы Андрей Петлин запускал в промышленную эксплуатацию первые две скважины – 1010 и 1002 – на кустовой площадке № 1.

– 10 сентября 2008 года я и ведущий геолог цеха добычи Сергей Черкасов запустили работу этих двух скважин. Электропитание шло от передвижных дизельных станций, были построены временные трубопроводы. Дебит двух скважин в сутки составлял 330 тонн. Со временем здесь появилась вся современная инженерная инфраструктура, в том числе коммуникации по поддержанию пластового давления и добыче, – отметил Андрей Петлин.

Сегодня на кустовой площадке № 1 пробурено 13 скважин, из них две нагнетательные, остальные добывающие. А в целом на Верхнечонском месторождении действует 57 кустовых площадок. – Это наша трудяга, наш чемпион, наш рекордсмен! – отозвался о скважине № 726 Андрей Петлин. – Ее общий объем добычи превысил миллион тонн нефти.

По ГОСТу

Нефть со всех скважин Верхнечонского месторождения поступает на Установку подготовки, где в ходе многоступенчатого технического процесса ее очищают от воды, газов, солей. Далее из резервуарного парка с помощью насосов ее транспортируют в приемо-сдаточный пункт «Талаканское», расположенный на территории Республики Саха (Якутия). Отсюда углеводородное сырье поступает в трубопроводную систему Восточная Сибирь – Тихий океан.

ПСП «Талаканское» включает в себя операторскую СИКН (система измерения количества и показателей качества нефти), коммерческий узел учета нефти, узел запорной арматуры, физико-химическую лабораторию.

– На площадке ПСП практически нет людей. Весь технологический процесс максимально автоматизирован, чтобы исключить человеческий фактор. Нефть должна поступать в ВСТО без перебоев и задержек – четко по установленному графику, – пояснил Павел Пилявский, и.о. начальника участка ПСП.

Операторы «Верхнечонскнефтегаза» в режиме онлайн вместе с представителем принимающей стороны отслеживают показатели качества 24 часа в сутки.

– Зимой, когда случаются критически низкие температуры, мы подогреваем углеводородное сырье. Мы стараемся поддерживать температуру нефти в пределах 20–30 градусов, – сообщил Иван Яковлев, старший оператор ПСП.

Строгий отбор восточносибирская нефть проходит в лабораториях. Первая – лаборатория технологического контроля – расположена на площадке подготовки нефти. В ее задачи входит контроль качества нефти. Вторая лаборатория – промысловых исследований. Она занимается анализом скважинной продукции и природного газа. Третья – коммерческая лаборатория ПСП «Талаканское» – это самый ответственный объект, который ведет паспортизацию товарной нефти. Лаборатория уникальна тем, что многие методы анализа здесь продублированы в ручном (классическом) варианте с применением автоматизированных средств измерений.

– Наша лаборатория аккредитована на 11 показателей, в том числе воды, хлористых солей, парафина, серы и т.д. В день мы проводим порядка 60 анализов. В ВСТО мы сдаем нефть по первой группе. ГОСТом предусмотрено допустимое содержание солей до 100 миллиграммов и воды до 0,5%. Это нефть экспортной группы качества, – рассказала Мария Решетникова, начальник испытательной химикоаналитической лаборатории № 2.

С октября 2008 года с Верхнечонского месторождения в систему магистральных трубопроводов Восточная Сибирь – Тихий океан поставлено 64 млн тонн нефти. Годовая добыча улеводородного сырья с 2014 года превышает 8 млн тонн.

Ближайшая перспектива развития «Верхнечонскнефтегаза» связана с Северо-Даниловским месторождением, где будет использован опыт, полученный за годы работы на Верхней Чоне.