Текст:
Юрий Багаев
19.12.2017 09:47

Ольга Носенко: Важно видеть проблемы глазами людей

Как повысить эффективность управления областной собственностью? Как сделать экономику привлекательной для инвесторов? Почему депутаты признали работу по капремонту жилья неудовлетворительной? На эти и другие вопросы в интервью газете «Областная» ответила председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Ольга Носенко.

 – Ольга Николаевна, вы недавно вернулись из поездки в Братск, где познакомились с ходом строительства диагностического центра. Чем вызвано внимание депутатов к этому объекту?

– Диагностический центр современного уровня давно необходим жителям Братска. И не только им. Здесь будут проходить диагностику на самом современном оборудовании жители обширной северной территории. Поэтому депутаты взяли под парламентский контроль реализацию этого проекта.

– Известно, что при сооружении диагностического центра использован кредит, предоставленный Корпорацией развития Иркутской области (КРИО). Депутаты неоднократно критиковали КРИО за недостаточно эффективное использование средств, аккумулированных на счетах этой организации. Похоже, ситуация начала меняться?

– Пока еще трудно говорить о серьезных изменениях в работе корпорации, но то, что наша критика услышана, это очевидно. КРИО является частью областной собственности, общая стоимость которой оценивается в 100 млрд рублей. Это – земля, объекты недвижимости, образования и здравоохранения. Кроме КРИО в собственности Иркутской области находятся акции нескольких крупных организаций, от деятельности которых зависит решение многих важных социальных и экономических проблем. Это Автоколонна 1880, Дорожная служба Иркутской области, Иркутский международный аэропорт и другие. На заседаниях комитета мы регулярно обсуждаем работу этих хозяйствующих субъектов и приходим к выводу, что они могут приносить больше дохода в областную казну.

– Что для этого надо сделать?

– Одной из мер является постоянный парламентский контроль над их деятельностью. Для этого необходимо включить представителей Заксобрания в советы директоров этих предприятий. Одно дело, когда руководители отчитываются о своей деятельности на заседаниях комитета, и совсем другое – когда парламентарии смогут наблюдать за работой предприятий, так сказать, изнутри. И не только наблюдать, но и влиять на принимаемые решения, исходя из интересов избирателей.

– В этом есть необходимость?

– Конечно. На одно из заседаний комитета мы пригласили потенциальных инвесторов реконструкции Иркутского международного аэропорта. Они рассказали нам о своих планах, условиях, на которых готовы сотрудничать. Тем самым у парламентариев сложилось более полное представление о перспективах развития воздушной гавани, и о том, в какой степени возможности инвесторов отвечают задачам развития крупнейшего транспортного узла.

Очень важным шагом стала разработка критериев, по которым можно оценивать эффективность работы министерства имущественных отношений Иркутской области. С будущего года руководители этого ведомства будут отчитываться о результатах своей работы в соответствии с предложенными депутатами требованиями.

– В последнее время правительством немало делается для повышения инвестиционной привлекательности Иркутской области. Как вы можете оценить эти усилия?

– Это очень важное направление, способное дать толчок развитию производства, наполнению бюджета новыми доходами, росту благосостояния людей. Основным инструментом для привлечения инвесторов является проведение выставок и презентаций, демонстрация больших возможностей, которыми располагает наш регион. Но реальных результатов от этих мероприятий хотелось бы иметь больше. Нужны масштабные проекты, связанные с укреплением хозяйственных связей с российскими регионами, освоением выпуска новых видов продукции. От зарубежных партнеров мы вправе ждать большего доверия и активности. В то же время и у нас немало резервов, которые и самим необходимо использовать, чтобы экономика эффективнее работала на благо людей.

– Вы можете привести примеры?

– В Усолье-Сибирском действует территория опережающего социально-экономического развития. Там созданы большие возможности для развития нового производства, однако желающих воспользоваться налоговыми льготами пока мало. Значит, одних льгот недостаточно, нужна системная работа с потенциальными инвесторами. Для поддержки малого и среднего бизнеса также созданы эффективные инструменты, облегчающие путь к созданию собственного производства. В их числе фонд микрокредитования, агентство инвестиционного развития, фонд развития промышленности и другие.

– На последней сессии ЗС депутаты признали неудовлетворительной реализацию программы капитального ремонта многоквартирных домов. Почему?

– Во-первых, серьезное отставание от намеченных темпов ремонтных работ, которое составляет более 2 тыс. домов. Деньги с граждан собрали, а качественную услугу оказать не смогли. При этом средства на счетах фонда накоплены немалые, а расходуются они плохо. Во-вторых, повысить темпы работ мешает недостаточное количество организаций по разработке проектно-сметной документации, а также подрядчиков, способных заняться ремонтными работами. Все это было очевидно с самого начала реализации программы, многие депутаты указывали на необходимость более тщательной подготовки, но не были услышаны.

– Что нужно сделать для повышения эффективности использования средств, вложенных в фонд капитального ремонта?

– Надо провести инвентаризацию жилого фона и тщательно разобраться с тем, что мы собираемся капитально ремонтировать. Из перечня объектов надо исключить жилые дома, которые отличаются высокой степенью износа, и ремонтировать их не имеет смысла. Они могут быть отнесены к категории ветхого и аварийного жилья, а проживающие в них люди должны получить новые квартиры по программе переселения. Другими словами, надо думать не о квадратных метрах, а о человеке. Тех самых людях, благодаря которым наполняется доходами наш областной бюджет, и которые вправе спросить за эффективное расходование этих средств. В том числе на удовлетворение потребности в качественном современном жилье.

– Ольга Николаевна, на одном из заседаний комитета вы сказали, что очень важно увидеть любую проблему глазами людей. Поясните, что вы имели в виду?

– Я не сторонник кабинетного стиля работы. Мне нравится общаться со своими избирателями не стоя на трибуне, а, как говорится, лицом к лицу. Тогда можно узнать, что собственно хотят люди от власти, что их больше всего волнует. Результатом становится сформулированный депутатом запрос к органам власти, в которых обозначена проблема и содержится требование решить ее в интересах избирателей.

– Сколько таких запросов находится на контроле в комитете по собственности и экономической политике?

– Четырнадцать. Это самое большое количество по сравнению с другими комитетами. И каждый касается насущных интересов наших избирателей, содержит проблему, которая требует решения. На заседаниях комитета мы сообща решаем, как подойти к делу, какие ресурсы привлечь. Настойчивость и активность депутатов сыграли решающую роль для возобновления строительства школы в Ангарске, которое было заморожено без малого на два десятилетия. Для обеспечения безопасности граждан принято решение о сооружении железнодорожного перехода на станции Половина, и уже началось его проектирование. Я могу привести еще немало подобных примеров, но важно отметить, что за вопросами частного характера нередко стоят более серьезные проблемы, требующие комплексного решения.

– Что вы имеете в виду?

– Наши избиратели обратили внимание депутатов на состояние общественного электрического транспорта. Старые трамвайные вагоны, троллейбусы, изношенные настолько, что в них опасно заходить. И это в городах региона, где самый низкий тариф на энергию, а электрический транспорт остается одним из наиболее востребованным среди горожан. К тому же этот вид передвижения является экологически чистым, не загрязняет воздух выхлопными газами. С учетом этих преимуществ мы рекомендовали включить в стратегию Иркутской области до 2030 года в качестве приоритетного направления развитие общественного электрического транспорта. Тут полумерами не обойтись, а стратегия – это документ, определяющий развитие на многие годы.