22.02.2017 09:48
Рубрики
Общество
Фото
фото предоставлено Евгением Гербичем
Теги
#война
Фото:
фото предоставлено Евгением Гербичем
22.02.2017 09:48

Возвращенный из небытия

В Норвегии похоронен сибиряк, числившийся 75 лет пропавшим без вести

75 лет назад 22-летний сибиряк Леонид Голованев попал на фронт. Великая Отечественная война для него началась на Украине, где он проходил срочную службу. А закончилась в Норвегии, когда при попытке бегства из концлагеря его расстреляли фашисты. Сегодня поиск родственников солдата идет обратным путем: из Норвегии и Украины в Сибирь.

В редакцию позвонила председатель общественного совета поселка Куйтун Татьяна Ишмухаметова: «Пожалуйста, разместите объявление о поиске родственников солдата». Она рассказала, как через социальную сеть с ней связался украинский поисковик Евгений Гербич. «По просьбе моего друга Магне Хаугланда из Норвегии я разыскиваю родственников солдата Голованева Леонида Матвеевича, погибшего в 1944 году в Норвегии», – написал он. – Магне много лет занимается судьбами советских военнопленных, находившихся в 1941–1945 годах в фашистских лагерях на территории Норвегии».

Далее Евгений пояснил, что, разбирая документы военнопленных из лагеря Лодсхавен, Магне Хаугланд обнаружил карточку Леонида Матвеевича Голованева. В ней значилось, что родился Леонид 31 июля 1919 года в деревне Псычев. В 1939 году был призван на срочную службу в Красную армию, где его и застала война. Служил солдат в 312-м стрелковом полку на территории Украины. 20 сентября 1941 года попал в плен под Золотоношей (небольшой город на левом берегу Днепра в 120 км к югу от Киева). Сначала был отправлен в лагерь для военнопленных Stalag 302 (II H) в Гросс Борн-Рёдериц (сейчас это польская деревня Надажице на северо-западе Польши), где ему присвоили лагерный номер 37216. А 2 мая 1943 года его перевезли в один из лагерей на юге Норвегии. Погиб Леонид Голованев 13 августа 1944-го. При попытке побега из лагеря Лодсхавен его расстреляли фашисты.

Карточка 1В персональной карте, в разделе, где указывался адрес родственников, Магне Хаугланд обнаружил запись об отце солдата – Голованеве Матвее, проживавшем в селе Алка Куйтунского района Иркутской области. Другие родственники в документе не значились.

Норвежский активист написал своему другу, что хотел бы сообщить родне Леонида Голованева, где и как тот погиб, передать им лагерные документы – персональную карту военнопленного, в которой есть его фото, а также фотографию его могилы в Норвегии, где сейчас покоится герой. А еще он хотел бы отправить фотографию трех пожилых норвежцев, которые, будучи во время войны подростками, стали свидетелями гибели солдата. Их, оказывается, также удалось разыскать неутомимому норвежскому следопыту.

Евгений Гербич, сам много лет занимающийся поиском пропавших в годы войны солдат и офицеров, вначале попытался вести розыск самостоятельно. Но, к сожалению, пока он ни к чему не привел. Зашли в тупик и поиски куйтунских общественников. В деревне Алка родственников Леонида Голованева обнаружить не удалось. Однако энтузиасты не теряют надежды.

– Данные военнопленного в его персональную карту заносились писарем «на слух» – как он слышал то, что говорил пленный, и насколько его образование позволяло записать слова правильно на немецком языке, – поясняет Евгений Викторович. – По этой причине в документах военнопленных довольно часто встречаются ошибки. Несмотря на то что в карточке Леонида четко написаны его фамилия и фамилия отца «Голованев», я не исключаю, что он может оказаться, скажем, Головачевым или даже Головановым. Кроме того, вполне возможно, что родня солдата после войны переехала в другой район, поэтому так важно вести поиск по всей Иркутской области, а не только в Куйтунском районе.

Надежды украинского поисковика небезосновательны. Он в этом деле большой дока. Семь лет своей жизни Евгений Гербич посвятил поискам обстоятельств, времени и места гибели воинов Великой Отечественной войны, которые ранее считались пропавшими без вести, на самом деле находясь в плену. В архивных документах Евгений Викторович уже нашел свыше 1200 фамилий своих земляков, из которых 340 в Книге Памяти Запорожской области значились исчезнувшими без вести, а 430 – вообще ранее отсутствовали в списке. В 2009 году за свою патриотическую работу Евгений Гербич был награжден орденом «За заслуги перед Запорожским краем». Благодаря ему 353 семьи в Запорожской области и Украине узнали о судьбе своих братьев, дедов и прадедов: как и где они погибли, где находятся их могилы.

Не меньше заслуг и у Магне Хаугланда. Собранный им материал издан в книге «До свидания».

место захоронения

В ней 30 разделов. Каждый посвящен судьбе отдельного человека. Есть в книге истории двух военнопленных из Барнаула, большая часть – из центральной России и Украины. И только одна о сибиряке – Леониде Голованеве. Рассказывая о месте его захоронения, Магне написал, что в 1944-м году солдат был похоронен рядом с лагерем. Через год его прах был перезахоронен в братской могиле деревенского кладбища. Круглый год ее украшают живые цветы, которые несут к памятному месту благодарные потомки.

В Норвегии, как пояснил Евгений Гербич, много мемориалов, где нашли последний приют советские солдаты. Например, на мемориале в Хьётта захоронен 7551 военнопленный, перезахоронения проводились с 1951 по 1953 годы. В начале 50-х годов, когда в стране началось строительство транснорвежского шоссе, которое протянулось через всю страну с юга на север, очень много захоронений советских военнопленных попадало в зону строительства, но ни одно не было просто уничтожено. Все останки бережно перенесли на новые места, облагородив памятниками и обелисками. В местах, где находились самые большие концентрационные лагеря, сегодня созданы музеи.

На мемориальное русское кладбище Гравлунд в Осло Магне привез землю из родного села солдата, которую Евгений Гербич переслал по просьбе детей. И подобное Магне делал не единожды.

– Разыскивая потомков павших солдат, мы хотим, чтобы они не были такими одинокими в своих безвестных могилах. И очень надеемся, что эти воины не останутся без молитв, – объясняет цель своей деятельности запорожский поисковик.

Многие с его словами согласятся, ведь и Евгений Гербич, и Магне Хаугланд делают удивительно доброе, по-настоящему святое дело, над которым не властны ни время, ни политические разногласия, ни расстояния.