28.12.2016 10:47
Рубрики
Мнение
28.12.2016 10:47

Льготы: адресный подход

Газета «Областная» продолжает разговор о том, как, кто и каким образом должен получать государственную поддержку. Об этом мы спросили министра соцразвития, опеки и попечительства Иркутской области Владимира Родионова.

– Как вы считаете, все льготники получают господдержку правильно?

– Сегодня льготы должны не просто предоставляться, а быть подтверждены документально. Возьмем, например, категорию «ветеран труда». Безусловно, человек заслужил право пользоваться льготами, в том числе и по проезду. Но некоторые из них продолжают работать. В Братске нам задавали вопрос: я работаю 21 день, туда-обратно мне требуется 44 билета в месяц только на работу. Что тут делать? С одной стороны, по закону все верно: положена льгота – получи. Но с другой стороны, льготный проезд это социальная мера. Она для тех, кому надо в больницу съездить, в аптеку, на рынок за продуктами, в общественную организацию. Именно по социальным нуждам, не требующим ежедневных поездок. А в этом случае человек получает помимо полагающейся пенсии зарплату, стабильный доход.

Когда мы проанализировали ситуацию, оказалось, что многие льготники работают, например, курьерами. Работа носит разъездной характер, у некоторых число поездок доходит до 600. Наверное, неплохо колесить целый день в транспорте за счет государства. Считаю, надо выработать какой-то алгоритм по этому вопросу. Чтобы, с одной стороны, льготника не обидеть – он ведь льготу заслужил, а с другой стороны, у нас сегодня люди на пенсию уходят и в 40 лет, и в 50, они еще будут 20 с лишним лет работать и все это время пользоваться льготой. А мы все это время будем оплачивать поездки? Ладно, в некоторых территориях проезд стоит немного, например, в Шелехове – 10 рублей. А если взять Братск, то там есть отдельные маршруты, по которым мы компенсируем транспортному предприятию за льготника по 1800 рублей!

tickets[1]

– Что же делать в таком случае?

– Могу привести супернаглядный пример – проезд к садоводствам и дачам. Как и для городских поездок, в этом году мы ввели требование льготникам – прийти в территориальное управление социальной защиты и получить решение, что у них есть право на льготу. Не требовали ни садоводческих книжек, ни других документов. Если у вас дачи нет, я не думаю, что вы пойдете за этим документом, а если есть, и нужно ездить регулярно, конечно, вы за ним пойдете. Так вот, когда подсчитали выданные решения, просто изумились: в прошлом году мы заплатили за проезд в садоводства около 90 млн рублей по всей области, в этом – 68 млн рублей. На 22 миллиона меньше только из-за одной бумажки! А если бы стали требовать, чтобы принесли документ, подтверждающий наличие дачного участка, думаю, сумма еще бы уменьшилась в разы.

IMG_3871Похожая ситуация и со студенческими проездными на электричках. Почему государство должно отдавать перевозчику в лице Байкальской пригородной компании десятки миллионов рублей без обоснования со стороны потребителей льгот? Мы объявили студентам: принесите документы, подтверждающие ваши доходы, и получите справку на проезд в пригороде. Студенты ответили: нам это неудобно. Мы согласились, чтобы справки собирали профсоюзные организации вузов. Вот итог: в октябре прошлого года мы заплатили около 3 млн рублей за проезд студентов, в этом – всего 350 тыс. – почти в 10 раз меньше!

Еще раз повторюсь: если льгота положена, она будет, но ее необходимо подтверждать документально. Мы понимаем, что люди привыкли пользоваться поддержкой государства, и получают ее, не задумываясь, забывая подчас требования президента, чтобы льготы предоставлялись именно от нуждаемости человека.

– А что значит «в зависимости от нуждаемости»? Можно об этом подробнее?

– Можно поговорить о детских пособиях. На их выплату из бюджета уходит миллиард рублей. От 280 рублей в месяц большинство не разбогатело. Кому-то они действительно необходимы, но это единицы. Когда человеку приходит на книжку 280 рублей, большинство их даже не замечают, но от пособия даже не думают отказаться. Похожая ситуация со школьным питанием. Нуждающихся определяют без разбора. Ты малоимущий – будешь питаться, но никаких документов, подтверждающих это, нет. Получается, что 15 рублей, предусмотренных на бесплатное питание детей, безобразно мало, сумма должна быть гораздо больше, и мы с этим согласны. Но и круг детей, которые пользуются правом бесплатного питания, очень велик, а средств, чтобы увеличить сумму, в бюджете нет. Но каждая наша попытка выяснить реальное количество нуждающихся приводит едва ли не к истерике: вы пытаетесь лишить нас бесплатного питания. Мы не лишаем, лишь пытаемся привести в соответствие. Если вы этой мерой пользуетесь, будьте добры, предоставьте документы, что имеете на нее право. А если документов нет, то почему мы эту льготу должны давать?

Или те же дрова педагогам. До 2014 года была система, как в известнейшем романе Ильфа и Петрова «12 стульев»: «деньги утром – стулья вечером». Это неправильно. Человек должен сначала дрова приобрести, а государство потом должно эти затраты компенсировать. А получалось: государство платило за какие-то мифические дрова, которые человек, может быть, когда-то приобретет, а может быть, и нет. А может быть, купит у нелегалов подешевле, а разницу положит себе с карман. Но когда мы предложили другую систему оплаты данной господдержки, тут же натолкнулись на отчаянное сопротивление.

Людей надо заставить считать деньги, и чтобы деньги получали именно те и в том объеме, сколько положено. А не просто: вы мне отдайте, а я подумаю: покупать мне дрова, или обойдусь без них. Со всей ответственностью заявляю – мы будем требовать документы, чтобы человек мог подтвердить свою льготу. Государство не может разбрасываться сотнями миллионов рублей просто так. Все нормативные документы требуют, чтобы мы предоставляли льготу адресно и по нуждаемости, а не просто раздавали всем подряд. Понемногу будем уходить и от категорий.

– Это как?

Фото: penza-press.ru

– Взять, например, того же ветерана труда. Пока все получают одинаковую льготу, вне зависимости, работает человек этой категории или нет. Рано или поздно внутри этой льготы будет определено, кому льгота будет предоставляться в полном объеме, кому-то частично, а кому-то вообще откажут, если человек получает стабильный дополнительный доход к пенсии. И наверняка это вновь вызовет протест. Но это не наша прихоть, все эти действия выверены. Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и за любую льготу сегодня государство расплачивается. Будь это зубопротезирование, лекарство или ЖКХ… У нас громадная база. Мы видим по каждому льготнику, сколько у него льгот, каких, и когда он их получил. Иногда по некоторым «малоимущим» мы берем весь список и переводим на деньги. В итоге выходит весьма значительная сумма.

Льготы и пособия, к сожалению, нередко порождают иждивенчество. Когда мы говорим сегодня малоимущим: давайте с вами социальный контракт заключим, они в ответ: нет, зачем мы будем брать на себя какие-то обязательства? А мы считаем, что это совершенно правильно. Получил материальную помощь – пусти ее в дело: окончи платные курсы, начни небольшой бизнес, заведи подсобное хозяйство, чтобы кормить детей…

И всегда находятся те, кто не хочет выходить из сложившейся жизненной ситуации, не хочет что-то менять. Таким людям проще постоянно просить и давить на жалость. Недавно, например, мы помогли одной семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Родители жаловались: дети голодают, кормить нечем. Когда приехали с проверкой, оказалось, что в доме как не было никакой еды, так и нет, зато на матпомощь купили большущий плазменный телевизор. Сидят и смотрят голодные. Бывает и так…

Уверен, в дальнейшем от материальной помощи надо вообще уходить. Исключения, конечно, будут. Покупка лекарств, помощь после несчастного случая или погорельцам. А там, где трудная жизненная ситуация, надо давать «удочку», а не деньги. У нас сегодня 108 мер соцподдержки, и к каждой нужно подходить адресно.