Что происходит на розничном рынке алкоголя?

Новость про массовое отравление иркутян спиртосодержащей жидкостью «Боярышник» прозвучала не только по местным, но и федеральным каналам СМИ. В сюжетах эту продукцию называют и алкогольной, и спиртосодержащей. Есть ли отличие в данных понятиях? Что сегодня вообще происходит на розничном рынке алкоголя, и как власть влияет на эти процессы? Об этом – наше интервью с руководителем Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Сергеем Петровым.

Фото: irkobl.ru
Фото: irkobl.ru

– В соответствии с законодательством спиртосодержащая и алкогольная продукция – это абсолютно разные понятия, – поясняет Сергей Петров. – Алкогольная – это пищевая продукция с содержанием спирта, к которой относятся водка, коньяк, виски, вино, шампанское, винные напитки, пиво и т.д. Жидкость для ванн «Боярышник» – это спиртосодержащая непищевая продукция, которая относится к парфюмерно-косметическим товарам. В настоящее время реализация указанной продукции не подлежит лицензированию в рамках федерального законодательства. Служба еще в апреле этого года направила обращение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с предложением инициировать вопрос по введению запрета на продажу спиртосодержащей жидкости «Боярышник».

Наша Служба является исполнительным органом власти, который осуществляет лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, то есть водки, конька, вина и т.д. Служба не уполномочена проводить контрольные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих продукцию, которая относится к парфюмерно-косметическим товарам.

 – Сергей Борисович, что происходит в розничном рынке алкогольной продукции и как власть влияет на эти процессы?

– Мы занимаемся государственным регулированием оборота алкогольной продукции, руководствуясь требованиями специального закона, подписанного президентом страны, а также нормативными и правовыми актами федерального и областного уровней. Наша деятельность направлена на защиту прав и законных интересов граждан. Нужны жесткие меры, чтобы защитить население от контрафактной продукции. Сейчас введены надзорные каникулы для малого бизнеса по проведению плановых проверок и часть предпринимателей, зная об этом, недобросовестно относится к ведению бизнеса.

В Службе на постоянной основе работает горячая линия, на которую граждане сообщают о фактах нелегальной продажи алкоголя без лицензии. Каждое обращение мы передаем в правоохранительные органы. Но даже после проведения полицией оперативных действий мы осуществляем информационно-аналитическое наблюдение торговой деятельности, чтобы подобные случаи не повторялись.

Ведь производство и продажа алкоголя в России всегда были объектом пристального внимания властей. Причины этого известны – доходы от торговли спиртным всегда были весьма существенными. Большую часть российской истории производство и продажа крепкого алкоголя, в первую очередь водки, находились в руках государства. Доходы от продажи спиртных напитков составляли существенную часть бюджета как в царские времена, так и при советской власти. Алкогольный бизнес продолжает и в настоящее время оставаться одним из самых прибыльных в России.

– Как я понимаю, для продажи алкоголя нужна лицензия? Что подразумевает лицензирование, и какие требования предъявляются для получения лицензии?

– Лицензирование – это мероприятия, связанные не только с выдачей лицензии, переоформлением и ее продлением, но и с приостановлением и аннулированием, а также контролем лицензирующих органов за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в сфере оборота алкогольной продукции. Вся необходимая для получения лицензии информация для ознакомления предпринимателей размещена на официальном сайте службы в сети интернет. Специалисты Службы осуществляют постоянное консультирование заявителей, проводят телефонные горячие линии, Дни открытых дверей. Мы уже сейчас разработали план профилактики правонарушений в сфере лицензирования.

Фото: nsn.fm
Фото: nsn.fm

– Что требуется для получения лицензии?

– Обязательными условиями являются наличие в собственности или в долгосрочной аренде помещения площадью не менее 50 кв. м в городе и не менее 25 кв. м на селе, отсутствие задолженности по налогам в бюджет, подключение к единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Важнейшим требованием является расположение объекта лицензирования за пределами прилегающих территорий, на которых находятся образовательные, медицинские, культурные, спортивные учреждения. Например, для Иркутска – это в радиусе 30 м. Прилегающие территории утверждаются нормативными актами органов местного самоуправления муниципальных образований.

Хочу подчеркнуть, что порядок выдачи лицензии строго регламентирован, никаких исключений из правил быть не может. Это обеспечивает единый подход при рассмотрении документов на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством. Перед подачей заявления организация должна самостоятельно убедиться в том, что соответствует всем предъявляемым к ней лицензионным требованиям, и указать это в заявлении.

– И все организации строго придерживаются этого правила?

– К сожалению, не все. Это выясняется при проведении проверок, что вынуждает Службу принимать решения об отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии. При этом Налоговым кодексом РФ возврат уплаченной госпошлины за выдачу лицензии не предусмотрен.

Бывает, что при оформлении лицензии схемы границ прилегающих территорий, где запрещается продажа алкоголя, муниципалитетом не утверждены. В таком случае лицензирующий орган обязан выдать лицензию, даже если рядом находится, например, медицинское учреждение. По окончании срока действия лицензии организация обращается за ее продлением, а при проверке выясняется, что муниципалитет утвердил схему границ прилегающей территории, торговля алкоголем в которых запрещается. Соответственно, лицензирующий орган вынужден отказывать в продлении такой лицензии.

– И как реагируют на это законное требование предприниматели?

–  Некоторые из них, конечно, выражают недовольство, принимающее порой весьма острые формы. Летом группа предпринимателей провела митинг, на котором среди прочих проблем было заявлено, что Служба противодействует их бизнесу, что они находятся в границах прилегающих территорий, и им не выдается лицензия. В возникшей ситуации предпринимателям «территориальную» проблему необходимо решать с администрациями муниципальных образований, а не обвинять наших сотрудников в предвзятом отношении. В отделе лицензирования работают грамотные, опытные и принципиальные государственные служащие, которые руководствуются действующим законодательством и обязаны его соблюдать.

Наша Служба неоднократно ставила вопрос перед уполномоченным по защите прав предпринимателей о необходимости проводить работу с организациями, разъясняя им недопустимость нарушения лицензионных требований к реализации алкогольной продукции. Хочу отметить, бизнес-омбудсмен оказывает правовую защиту в суде организациям-нарушителям, препятствуя мерам, применяемым органами власти, и поощряя тем самым неправомерную деятельность.

Более того, на сайте уполномоченного по защите прав предпринимателей Иркутской области появилась недостоверная и не подтвержденная фактами информация о том, что предприниматель не дал взятку сотрудникам Службы, подвергся притязаниям с их стороны и вынужден судиться второй год. Суть вопроса – все в той же прилегающей территории, утвержденной мэром города Иркутска. Размещение подобной недостоверной информации дискредитирует государственный орган власти, который стоит на страже закона и защищает интересы населения области.

rjumka-vodki[1]
Фото: narodnymisredstvami.ru

– В 2017 году вступают в силу изменения федерального законодательства, которые коснутся лицензирования продажи алкогольной продукции. Расскажите о них подробнее.

– С 31 марта 2017 года организациям будет выдаваться отдельная лицензия на продажу алкоголя при оказании ими услуг общественного питания, а также введены отдельные требования для получения такой лицензии. С этой же даты вводится новая норма, которая позволит организации продолжать торговать алкоголем в случае, если ей была выдана лицензия до утверждения схем границ прилегающих территорий. Владелец лицензии, который планирует выездное обслуживание на каких-либо мероприятиях, обязан будет уведомлять об этом лицензирующий орган. Есть ряд и других изменений. Мы наметили провести с предпринимателями несколько семинаров на тему изменений в законодательстве, чтобы предупредить возможные правонарушения. Все новости ежедневно размещаются на сайте Службы.

Компаниям, осуществляющим деятельность в сфере торговли алкоголем, предлагается действовать в рамках законодательства, понимая, что политика государства направлена на сокращение потребления алкоголя в стране. Мы рекомендуем провести внутренний аудит в целях минимизации рисков применения санкций со стороны лицензирующего органа.

Учитывая сложившуюся ситуацию, защита населения государством от реализации нелегальной и контрафактной продукции может быть осуществлена только путем реализации законодательства в указанной сфере.