Маршрутом Чехова

Проехали из Иркутска в Залари корреспонденты «Областной»

«Широка страна моя родная!» – поется в известной песне. Однако постигнуть истинный смысл этих слов можно, только лично преодолев пару-тройку тысяч километров российских дорог. Причем для большего эффекта путешественникам не рекомендуется выбирать поезд и тем более самолет. В современных реалиях прочувствовать масштаб страны поможет автомобиль. А вот Антону Павловичу Чехову в 1890 году в его знаменитом путешествии на Сахалин пришлось добираться от Тюмени до Листвянки в тарантасе на лошадях.  

По Московскому тракту в прошлое

В память об этом выдающемся для своего времени путешествии Иркутский областной краеведческий музей по традиции присоединился к Всероссийской акции «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин». В этом году в рамках проекта «Сибирский тракт» был презентован новый экскурсионный маршрут, посвященный истории Московского тракта и поселка Залари. В итоге автобусная экскурсия «Говорят, что дорога до Иркутска возмутительна…» показала, насколько интересным может быть путешествие по малой родине, даже если вам предстоит проехать всего пару сотен километров.

– Поселок Залари когда-то стоял прямо на Московском тракте, по которому в Иркутск в 1890 году приехал Антон Павлович Чехов, – отметила автор проекта, заместитель директора Иркутского краеведческого музея по методической работе Эмилия Муценек. – За 126 лет, которые прошли с памятного путешествия, многое изменилось. И даже сама дорога в некоторых местах теперь проходит в совсем других границах.

Однако дорожные впечатления Чехова актуальны по сей день. Поэтому, когда вместе с экскурсионной группой мы выехали из города, невольно вспомнилось другое путешествие – в 2010-м мы с семьей отправились на автомобиле на юг. По случайному совпадению поворот на поселок Залари стал нашей первой остановкой в пути. Тогда поездка казалась нам рискованным, но приятным приключением, хотя без дорожных неприятностей не обошлось. Однако их смело можно назвать мелкими – по сравнению с теми тяготами, которые испытывали в пути современники Антона Павловича.

Во время экскурсии участники узнали немало интересного об истории дороги, которая с XVIII века была главной транспортной артерией между Москвой и Сибирью, придорожных поселениях и людях, чьи судьбы были связаны с трактом.

– Кусочек настоящего Московского тракта в исторических границах и формах рельефа сохранился в Жилкино и Боково, мы видим Вознесенский мужской монастырь, который возник практически одновременно с иркутским острогом в 1672 году, – рассказала экскурсовод Надежда Куклина. – Обустройство тракта началось в середине XIX века благодаря развитию торговых отношений с Китаем. Ежегодно по нему перевозилось до 4 млн пудов грузов.

Постепенно, километр за километром мы мысленно совершали путешествие в прошлое. За окном мелькали зеленые поля, лесные массивы, придорожные кафе. И если бы мы, например, ехали по Европе, то за время экскурсии вполне могли попасть из одного государства в другое.

– Публицист Николай Ядринцев называет дорогу от Красноярска до Иркутска – большим трактом Сибири, – отметила Эмилия Муценек. – Он пишет о местности в районе реки Бюрюса: «Большие хвойные леса подходят к дороге, влажность и сырость господствует кругом. Дороги топкие. Временами эта главная дорога усилиями земской полиции приводилась в порядок». Действительно, содержать такой длинный тракт было очень сложно. Кстати, в то время это был и самый краткий путь из центра России в Сибирь. Почтовые тройки, которые практически не останавливались, лишь меняли лошадей на ямщицких станциях, через каждые 30–40 верст достигали Иркутска за месяц. Но купеческие караваны шли по полгода, потому что нужно было не просто везти громоздкие товары, но и обеспечить их сохранность. И это все равно было быстро по сравнению с кругосветными экспедициями по морю, которые достигали восточных берегов за два года.

Сейчас при желании от Москвы до Иркутска можно добраться на автомобиле за пять суток. И нужно отдать должное, что состояние федеральной трассы в нашем регионе с каждым годом становится все лучше, и сегодня она вся покрыта асфальтом. Но в 2010 году дорожные трудности ждали нас рядом с Тайшетом, именно в тех местах, что описывает Ядринцев. Разбитые фурами грунтовые участки дороги даже в XXI веке превращались в непролазную грязь. Конечно, Чехову было гораздо труднее. От Тюмени до Томска он ехал на перекладных, потом купил свой тарантас, в котором все равно не могло быть печки и кондиционера, поэтому писатель страшно мерз и изнывал от жары.

«– Отчего у вас в Сибири так холодно?

– Богу так угодно! – отвечает возница.

Да, уже май, в России зеленеют леса и заливаются соловьи, на юге давно уже цветут акация и сирень, а здесь, по дороге от Тюмени до Томска, земля бурая, леса голые, на озерах матовый лед, на берегах и в оврагах лежит еще снег…», – делится впечатлениями писатель в очерке «Из Сибири». Дорога от Тюмени до Иркутска заняла у него около месяца.

Ровесник Петербурга

Между тем приближаясь к поселку Залари, в комфортабельном автобусе мы проезжаем Ангарск, Биликтуй, все больше узнавая о Московском тракте. В Тельме делаем остановку возле знаменитого храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Кажется, что его голубые стены растворяются на фоне неба. Заходим внутрь, и оказывается, что там церковь еще красивее. Узнаем, что Тельма – один из первых фабричных поселков Восточной Сибири, возник в 1731 году, когда по указанию Витуса Беринга здесь построили казенный «железоделательный» завод. А каменную церковь, которую в поселке начали строить в 1814 году, по одному из преданий, построили итальянские мастера. После короткой передышки вновь отправляемся в путь.

В поселке Залари гостей встречали хлебом-солью. Сотрудники районного краеведческого музея, совместно с которым областной музей разработал экскурсионный маршрут, показывают главные достопримечательности поселения, основанного в начале XVIII века. Предположительной датой считают 1703 год, что делает поселок ровесником Санкт-Петербурга. В 1751 году через Залари проходит Московский тракт, и здесь появляется ямщицкая станция, трактиры и лавки. В этот же период село становится полуэтапом, а Заларинская волость – местом для водворения ссыльных, как политических, так и уголовных. Правда, деревянные строения – каталажки не так давно снесли, вместо того, чтобы превратить в музей, как, впрочем, и некоторые другие исторические здания.

Директор Заларинского районного краеведческого музея Галина Макагон проводит подробную экскурсию по трактовой части поселка, из которой экскурсанты узнают об исторических зданиях и славных биографиях коренных жителей поселка.

– Сейчас в Заларинском районе проживает более 10 тыс. человек, – рассказала Галина Макагон. – Многие из них потомки старожилов-чалдонов, пришедших в заларинские земли на их освоение более 300 лет назад из северных районов региона. Значительным считается население Столыпинского периода из Полтавской, Уфимской, Гомельской, Волынской, Винницкой, Черниговской и других губерний России. Много белорусов, есть украинцы, татары, вепсы, чуваши, буряты. Уникальной диаспорой в районе считаются голендры, колонийные выходцы из Голландии, испытавшие сложный путь в истории, прежде чем они попали в Сибирь. Основным промыслом населения тогда было и сейчас является сельское хозяйство.

После экскурсии обычный, на первый взгляд, сибирский поселок представал совсем в ином свете. Ведь почти за каждым строением в его старейшей части стояла своя история. Не обошлось и без забавной детали:

– Краевед Сергей Преловский из Братска отправил нам большую подборку статей «Иркутских епархиальных ведомостей», из которых мы узнали, что в 1890 году, когда через Залари проезжал Антон Павлович, река Заларинка так растекалась, что в газете написали, как в огромной луже на центральной улице не только пачкали ноги путешественники и жители, но и купались свиньи.

После экскурсии участников ждала интерактивная музейная программа в Никольском саду, во время которой гости посмотрели две фотовыставки, попробовали медовый квас, послушали выступление фольклорного ансамбля «Черемушки» и даже сами сыграли на народных музыкальных инструментах.

– Не ожидала, что эта поездка даст возможность испытать на себе настоящее сибирское гостеприимство, – поделилась впечатлениями одна из участниц экскурсии. – Помимо насыщенной информационной части меня впечатлила интерактивная программа. Ведь где еще в нашей обычной жизни можно сыграть на народных музыкальных инструментах и отведать кваса, приготовленного по старинным рецептам? А как нас встречали! Искренне, с душой. В больших городах сегодня такого отношения почти не встретишь.

В финале участники посетили памятник путешественнику XVIII века Якобу Линденау. Оказалось, проживающие в Заларях семьи Ленденевых – потомки шведского исследователя Сибири и Дальнего Востока, соратника Витуса Беринга, который женился и обосновался с семьей именно в этих местах.

По следам Чехова

Во время путешествия из Залари в Иркутск мы, наконец, полностью смогли погрузиться в биографию Антона Павловича Чехова и реалии его дорожных приключений от Тюмени до Иркутска. Узнали, что совершить беспрецедентное путешествие на «каторжный» остров Сахалин писателя толкнула личная трагедия – летом 1889 года умер его брат, художник Николай Чехов. Эти переживания переплелись с желанием «увидеть своими глазами ту бездну унижения, которую придумали одни люди для других, себе подобных».

Интересно, что издатель газеты «Новое время» драматург Алексей Суворин отговаривал Чехова от поездки, считая, что читателям Сахалин не интересен. На что Антон Павлович возразил ему: «Сахалин может быть ненужным и неинтересным только для того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на него миллионов». Результатом поездки стали книги «Из Сибири» и «Остров Сахалин», которые буквально потрясли всю читающую Россию. А вскоре произошло редкое для нашей страны событие: после выхода книги и громкого общественного резонанса правительство было вынуждено реформировать законодательство о содержании каторжан и ссыльных.

Желание Чехова узнать Россию и быть полезным своей стране заставило его проехать и через Иркутск, который писатель назвал самым лучшим и интеллигентным из всех сибирских городов. Кстати, так сложилось, что и дорога до Иркутска оказалась не так отвратительна, как опасался писатель: «Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала вплоть до самого Енисея. Холодная равнина, кривые березки, лужицы, кое-где озера, снег в мае да пустынные, унылые берега притоков Оби – вот и все, что удается памяти сохранить от первых двух тысяч верст. Природа же, которую боготворят инородцы, уважают наши беглые, и которая со временем будет служить неисчерпаемым золотым прииском для сибирских поэтов, природа оригинальная, величавая и прекрасная начинается только с Енисея».

Кстати, эти наблюдения писателя из очерка «Из Сибири» актуальны и по сей день.

«Говорили мне, что тайга беззвучна, и растительность ее не имеет запаха. Я ожидал этого, но все время, пока я ехал по тайге, заливались птицы, жужжали насекомые; хвои, пригретые солнцем, насыщали воздух густым запахом смолы, поляны и опушка у дороги были покрыты нежно-голубыми, розовыми и желтыми цветами, которые ласкали не одно только зрение», – пишет Антон Павлович.

Каждый, кто рискнет проехать по федеральной трассе на запад, согласится с Чеховым в том, что самую красивую природу и сегодня можно увидеть в Красноярском крае и Иркутской области. А если вы не рискуете отправиться в столь длительные путешествия, то можете выбрать пункт поближе, например, Залари. И вы даже не представляете, как много интересного вы для себя откроете.

– Для тех, кто не имеет возможности путешествовать по Иркутской области, эта экскурсия – настоящий подарок, – считает один из ее участников. – Многие люди, не покидая границ города, не знают, какая жизнь их окружает, и какая богатая история связана с нашим краем.