Помощь должна быть адресной

Прокуратура обратила внимание на меры господдержки

Вопросы эффективности правовой защиты и государственной поддержки семей, имеющих детей, рассмотрели на первом открытом форуме прокуратуры Иркутской области с участием представителей правительства и Законодательного Собрания региона, общественных организаций.

Ольга Кошкарова, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры региона, сообщила, что в настоящее время в Приангарье различные меры социальной поддержки получают более 112 тыс. семей, в том числе 184 тыс. детей. Свыше 50 тыс. семей пользуются правом на компенсацию при покупке школьной формы. Все больше детей имеют возможность бесплатно питаться в школах: если в 2015 году таких льготников было 104 тыс., то в текущем – 110 тыс.

Органы местного самоуправления нередко тоже вводят определенные меры соцпомощи. Это могут быть льготный или бесплатный проезд учащихся в общественном транспорте, пособия студентам, компенсация приобретения канцелярских товаров для детей из малообеспеченных семей. Подобные меры установлены в Иркутске, Нижнеудинске, Братске, Ангарске, Бодайбо, Тайшете, Мамско-Чуйском, Слюдянском и других районах.

Всего в Иркутской области реализуется более 10 видов различных мер социальной поддержки отдельных категорий семей, имеющих детей.

В частности, многодетные, малоимущие, неполные семьи могут претендовать на бесплатные лекарства, комплекты одежды и спортивной формы для школьных занятий, билеты в учреждения культуры.

Студенты из вышеперечисленных категорий семей, обучающиеся в учреждениях среднего профессионального образования, имеют право на социальную стипендию, которая выплачивается независимо от успеваемости. Прокурорами было выявлено, что эта мера поддержки реализуется не везде и не всегда. Например, по данным на этот год, в профорганизациях Ангарска учился 341 представитель многодетных семей, а социальную стипендию получали лишь 129.

Из 1,2 тыс. студентов, имеющих одного родителя, стипендию получает только каждый шестой. Прокурорами Иркутска, Шелехова, Куйтунского, Киренского и Тайшетского районов установлено, что в ряде случаев это произошло просто из-за непредставления необходимых документов.

Ольга Кошкарова обратила внимание и на такую меру соцподдержки, как бесплатное питание в школах. Его получают все, кому положено, но стоимость обеда была установлена еще в 2011 году и составляет 15 рублей в день на ребенка. В результате, качество питания не всегда отвечает потребностям детского организма.

В некоторых районах региона выходят из положения – используют овощи с пришкольных участков, или берут доплату с родителей. В ряде территорий доплату взяли на себя местные бюджеты. Это, в частности, Иркутск, Бодайбо, Нижнеилимский, Братский и другие районы.

В ходе проверок прокурорами также выявлялись нарушения при предоставлении выплат семьям, имеющим детей. Наибольшее их количество – при реализации федерального и регионального законов о материнском капитале.

Родители зачастую не исполняют требования закона по оформлению приобретенного за счет маткапитала жилья в общую собственность с детьми. Ежегодно предъявляется более 100 исков о понуждении родителей к таким действиям, все они удовлетворены.

Кроме того, вскрываются факты неосновательного обогащения. Расследуются уголовные дела по фактам незаконного обналичивания материнского капитала.

Владимир Родионов, министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, сообщил, что в Приангарье действует 21 мера региональной соцподдержки. В этом году в облбюджете на ее реализацию предусмотрено почти 5,5 млрд рублей.

Многодетных семей в регионе насчитывается 28,3 тыс., в них воспитывается почти 95 тыс. детей. Десять мер соцподдержки предназначены именно для этой категории, и на данные цели в казне предусмотрен 1,6 млрд рублей. Плюс к этому предоставляется 15 федеральных мер соцпомощи, на которые выделено почти 2 млрд рублей.

В конце 2013 года в регионе был принят закон о социальном контракте, согласно которому государство помогает в течение полугода нуждающейся семье, а последняя, в свою очередь, дает обязательство выйти из трудной жизненной ситуации.

Как отметил Владимир Родионов, в 2014 году органы соцзащиты смогли заключить всего 28 таких контрактов, в 2015-м – 180. Семьи не хотят брать на себя ответственность и предпочитают раз в год получить материальную помощь, за которой в январе-феврале выстраиваются огромные очереди.

Тема иждивенческих настроений вызвала на форуме целую дискуссию. С тем, что помощь должна быть адресной, согласились все. К примеру, ежемесячное пособие на ребенка в Иркутской области – 282 рубля. Нередко его получают далеко не бедные люди. Понятно, что такая сумма особой роли в семейном бюджете не играет. Однако ежегодно на детские пособия из казны региона выделяется порядка 1 млрд рублей, а увеличение размера выплаты всего на пять рублей повлечет дополнительные расходы в размере 70 млн рублей. Огромные деньги размазываются и уходят практически в никуда. По мнению министра, размер пособия мог бы составлять 1 тыс. рублей, если бы выплаты получали те, кто действительно остро нуждается в помощи.