18.09.2015 07:15
Рубрики
Территории
Текст
Марина Савельева, Анастасия Семенюк
Текст:
Марина Савельева, Анастасия Семенюк
18.09.2015 07:15

Замзор – земля королей, поэтов и нефтяников

Нижнеудинский район – это двадцать три муниципальных образования. Двадцать три мира, объединенные в одно целое. И у каждого из них есть свои традиции и достопримечательности, свои были и легенды, свои проблемы и достижения, своя история и, конечно, свои жители. Те, кто живет на этой земле, и те, кем она жива. Серию очерков о территориях продолжает материал о Замзоре.

Дом с резными заборами

Дом на двух соседей по улице Набережной знают, наверное, все замзорцы. Усадьбы хозяев, семей Николаевых и Зенько, огорожены резным деревянным забором. Узорчатая резьба украшает и фасад дома, и оконные наличники.

– Эту красоту наши мужья придумали, – рассказывает Елена Зенько. – Сначала мой муж Александр сделал забор, сам создал рисунок, сам все вырезал. Он раньше трудовиком в алзамайской школе работал, там и научился. А потом и соседи наши в работу включились. Там, правда, работа была совместная: жена узор рисовала, а муж вырезал.

Сыну Елены и Александра Роме восемь лет, резать по дереву, как папа, он еще не умеет, но уже присматривается к инструменту. И, наверное, на добром примере взрослых тоже вырастет мужчиной с золотыми руками.

Жена воина, сестра поэта

Надежду Семеновну Дьячкову смело можно назвать коренной замзорчанкой. С мужем Иваном Тимофеевичем они приехали в поселок в 1954 году. Сама она была родом с Тайшетского района, муж – с Тулунского, а встретились они в Алзамае. У обоих за плечами были нелегкие годы, впрочем, как и у всех в то время. Иван Тимофеевич воевал на востоке, он семь лет отслужил в действующей армии. Надежда Семеновна начала работать после четвертого класса: время было такое.

– Когда война началась, я жила в Ново-Шелехово. Помню, улица в два километра, радиотарелка висит. По радио и о войне узнали… Как жили? «Мантулили» все время. Девчонками наравне с мужиками сено на зароды подавали. Похвалит кто-нибудь, так мы с удвоенной силой стараемся. На лесоповале я потом работала с семнадцати лет. Все так жили. Все сразу стали взрослыми.

Родной брат Надежды Александр Семенович Хомченко для замзорцев свой, народный поэт, хотя и живет в Братске. Много своих строк он посвятил военному времени. Одно, особо пронзительное, он посвятил их брату Василию, который погиб на фронте в двадцать один год. Кстати, на его стихи о Замзоре, о родной речке Топорок местный коллектив «Селяночка» слагает и поет такие песни, что у слушателей дух захватывает. Еще совсем недавно в «Селяночке» пела и Надежда Семеновна, сейчас не поет, ссылается на возраст.

Сложно сказать, что ей восемьдесят пять лет. Молодая лицом и душой Надежда Семеновна Дьячкова считает время, в котором мы сейчас живем, абсолютно счастливым:

Культурная династия

Говорят, что яблоко от яблони недалеко падает. И семья Аксененко тому прямое подтверждение. В этой семье – сплошные таланты.

Мария Аксененко, несмотря на молодой возраст, уже директор культурно-спортивного комплекса. Получив после школы профессию хореографа, она хотела уехать подальше от своей малой родины. Обосновалась в Биробиджане. Да только не мог замзорский глава Владислав Антоненко допустить такой утечки кадров. Тем более что новому культурно-спортивному комплексу требовался руководитель. Поэтому Мария вернулась в Замзор, возглавила комплекс и основала детский танцевальный коллектив «Радуга».

Ее мама Светлана Аксененко трудится в комплексе вместе с дочкой. Светлана Геннадьевна двадцать лет проработала учителем физкультуры, вела кружок «Красота, грация, здоровье». Правда, занятия на этом кружке не ограничивались спортом, замзорчанки здесь пели, танцевали, ставили сценки, в общем, занимались творчеством. Полученных у мамы на кружке хореографических навыков Марии было достаточно для поступления на профильный факультет. Вот какая была подготовка! Теперь Светлана Аксененко – руководитель клубного формирования любительских объединений. Их песенный коллектив «Селяночка» – главный фаворит местных концертов и праздников. А таких рукодельниц, как Светлана, еще поискать.

Не отстают от своих женщин и мужчины Аксененко. Отец семейства Владимир хоть и работает на железной дороге, но в свободное время поет и играет на соло-гитаре в местном вокально-инструментальном ансамбле. Сын Максим – директор алзамайской школы искусств. Он, не зная нотной грамоты, поступил в училище культуры и окончил его по классу баяна.

Подрастающая в семье Аксененко школьница Таисия – достойный продолжатель культурной династии. Она поет, танцует в коллективе «Радуга», учится в художественной школе, филиал которой в Замзоре возглавляет педагог Наталья Кутищева.

Такая вот культурная династия живет в Замзоре.

Какой король прятался на сопке вблизи Замзора

Наверное, нет ни одного населенного пункта, где бы не было своей, понятной только местным жителям, топонимики. И Замзор в этом отношении не исключение. Все массовые праздники в поселке проходят на большой поляне на берегу реки Топорок. Но поляна эта только для нас поляна. Для замзорцев же это место – Хамкаловка.

– Когда-то в доме рядом со спуском к реке жила семья Хамкаловых, и ребятишки, когда шли кататься зимой с горки, говорили: «Мы к Хамкаловым». Так и прижилось название, – рассказывает наш проводник Татьяна Бородова. Она работает в поселковой библиотеке и, участвуя в краеведческом конкурсе, подробно изучила историю Замзора.

Другое живописное местечко вблизи поселка замзорцы называют Обединским. И тоже по фамилии жителей.

В лесу здесь есть первая, вторая, третья и четвертая роты. Местные так и говорят: «Пойдем за ягодами на четвертую роту». По словам Татьяны Бородовой, в шестидесятые годы, когда в поселке работал леспромхоз, лес для него заготавливали военнослужащие. И вот по тому, какая рота здесь стояла, и стали называть лесные поляны.

Но, пожалуй, самое интересное название носит сопка в нескольких километрах от Замзора. Ее называют Королевской. По свидетельствам старожилов, эту сопку как укрытие и наблюдательный пункт одновременно использовали во время Гражданской войны: когда ты на сопке, тебя никто не видит, зато ты видишь все.

– Там до сих пор блиндажи сохранились, если раскопать поглубже, – говорит Татьяна Бородова. – Насколько мне удалось узнать, на этой сопке стоял партизанский отряд, который делал набеги на колчаковцев. Фамилия предводителя партизан была Королев. Потому и сопка так называется.

Есть в Замзоре и еще одно историческое место. Неподалеку от Хамкаловки среди сосен возвышаются развалины старой водонапорной башни. По рассказам старожилов, построена она была более ста лет назад. И, видимо, на века. Потому что разобрать ее до конца так до сих пор никому и не удалось.

Рецепт ее творчества

– Я в детстве стихи совсем не любила, – рассказывает Людмила Хруль.

Как бы то ни было, но сейчас ее стихи знают далеко за пределами родного поселка. В стихах этой замзорской поэтессы есть все составляющие таланта – четкие рифмы, простота изложения и, что самое главное, она пишет о том, о чем мы сами думаем, чему радуемся и о чем печалимся. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» – писала великая поэтесса Анна Ахматова. Сейчас, через много лет, ей вторит Людмила Хруль. Кажется, она может зарифмовать все, что видит, и благодаря ее таланту ожившие картины так и встают перед глазами. Вот расцветший пышным цветом букет черемухи, вот мурлыкающий мудрый кот с янтарными глазами, вот поливающий еще невыкопанную картошку дождик, а вот и предрассветная тишь на утренней рыбалке…

Кстати, рыбалка – одно из самых любимых увлечений этой незаурядной женщины. Есть еще и вышивка крестиком, и женсовет, и пение в коллективе «Селяночка», и верный друг – старенький велосипед, поменять который на новый она ни за что не соглашается. А самое главное – стихи. И это не считая извечных женских забот: воспитания детей и внуков, работы по дому и в огороде. И хотя Людмила говорит, что готовить она не любит:

–Я лучше забор перегорожу. На тесто три дня настраиваюсь.

Но, как настоящий талантливый человек, она и это делает виртуозно.

Все свои!

Алексей и Валентина Игнатьевы много лет проработали на Замзорской нефтеперекачивающей станции (НПС). Живут супруги Игнатьевы в поселке нефтяников, который стал для нас настоящим открытием. Островок цивилизации из четырех двухэтажек (по четыре квартиры в каждой) спрятался посреди леса. Здесь время словно остановилось лет 30 назад. На улице стоят велосипеды, в подъезде на батарее сушатся сапоги, и обувь при входе в квартиру оставляют на лестничной площадке. Где еще сегодня такое встретишь?

– Мы же все свои, у нас чужих-то не бывает, – объясняют хозяева. – Мы на втором этаже живем, а в квартире под нами – сын наш со своей семьей. Соседи Грачевы – два родных брата – тоже один над другим живут. За чистотой сами следим. Белим, красим, моем подъезды – все сами. У нас управляющих компаний нет.

Когда в июне 1973 года, через месяц после запуска станции, молодая семья Игнатьевых перебралась из Ангарска в Замзор, на родину жены, и глава семейства устроился на новое предприятие, этого поселка нефтяников еще не существовало. Работники жили в деревянных бараках рядом со станцией. Первый благоустроенный дом был сдан в эксплуатацию через восемь лет, и Игнатьевы одними из первых получили в нем квартиру.

С Замзорской НПС связана трудовая биография практически всей семьи Игнатьевых. Кроме Алексея Ивановича и Валентины Юсуповны, общий стаж которых на этом предприятии почти восемь десятков лет, здесь работают сын, невестка и зять Игнатьевых, какое-то время работала дочь. Сегодня Игнатьевы-старшие уже на заслуженном отдыхе. Однако они не перестают считать себя частью коллектива станции.

Хлеб в русской печке

Чем замзорцы точно могут гордиться, так это своим хлебом. Пекарня в поселке работает еще с довоенных времен. Хлеб здесь выпекают старым добрым способом – в русской печи при помощи кочерги и лопаты с рукоятками длиной в несколько метров. Пекарь Екатерина Бурмакина с легкостью управляется с многометровой лопатой. Может, потому хлеб такой вкусный.

– Подобная пекарня в нашем районе, если я не ошибаюсь, есть только в Худоелани, – рассказывает руководитель пекарни Татьяна Бурмакина. – Нашей печи лет сорок. Я здесь лет тридцать пять уже работаю, а печь еще до меня была. Правда, раньше она была двухъярусной. Сейчас мы используем один ярус. Печь одновременно вмещает двести булок хлеба, и этого нам вполне хватает.

Пекарня с русской печью обеспечивает замзорцев не только хлебом. Она – главный поставщик праздничных караваев и пирогов. А еще, отправляясь в гости в другой поселок или в город, замзорцы обязательно запасаются здесь хлебобулочными гостинцами.