03.10.2014 07:15
Рубрики
Экономика
03.10.2014 07:15

Топливо завтрашнего дня

В Ангарской нефтехимической компании продолжается реализация инвестиционной программы НК «Роснефть», цель которой в 2016 году полностью перейти на выпуск современного экологически чистого топлива стандарта Евро-5. Во время пресс-тура журналистам показали, как идет строительство высокотехнологичного производства.

Реализация программы НК «Роснефть» по модернизации производства позволит АНХК по завершении строительства и пуска установок полностью перейти на выпуск продукции, соответствующей классу 5 Технического регламента. Всего предстоит построить 92 объекта, установить более 1500 единиц основного технологического оборудования.

По лучшим мировым технологиям

К 2016 году запланирован ввод в эксплуатацию пяти новых установок и двух комплексов: установки гидроочистки дизельных топлив, установки производства водорода, установки производства серы, установки очистки сточных вод, установки производства МТБЭ, комплекса сернокислотного алкилирования, комплекса установки гидроочистки бензина каткрекинга.

Строительство новых установок в АНХК ведется в рамках действующего производства. На предприятии уже проделана масштабная и колоссальная работа. Еще год назад реализация проектов находилась на нулевом цикле: здесь демонтировали старое оборудование, готовили площадки под новые объекты, где-то были видны котлованы. Сегодня уже смонтированы металлоконструкции, крупнотоннажное оборудование, активно ведется монтаж трубопроводов, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов.

– Комплекс сернокислотного алкилирования состоит из трех установок – непосредственно алкилирования, изомеризации бутана и регенерации серной кислоты, – рассказывает начальник производства топлив Эдуард Рыбаков. – Его пуск позволит АНХК вырабатывать бензины современной спецификации согласно требованиям техрегламента. Сегодня на установке работает более 200 представителей подрядных организаций. Генеральный подрядчик – ЗАО «Кислородмонтаж». Завершение строительства планируется в 2015 году. А уже в 2016-м она должна вырабатывать компонент высокооктановых бензинов в полном объеме согласно проектной мощности. На текущий момент только по этой установке в этом году освоено порядка миллиарда рублей. Работы ведутся практически круглосуточно и выполнены ориентировочно на 60 процентов.

Как известно, алкилат считается наиболее экологичным компонентом в автомобильных бензинах: он практически не содержит серу, ароматические и олефиновые углеводороды. Производство алкилата позволит АНХК выполнить четырехстороннее соглашение, участниками которого выступают ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт и НК «Роснефть».

Компания не только должна перейти на выпуск более качественных видов нефтепродуктов, но и обеспечить достаточное производство моторного топлива.

Еще один объект, который продемонстрировали журналистам, – установка по производству водорода, строительство которой началось в конце 2012 года. Летом текущего года здесь был смонтирован каркас печи парового риформинга. Это уникальное по своим габаритам, конструкции, объемам и мощности оборудование, аналогов которому, как подчеркивают в компании, в России нет. Именно этот блок является основным в процессе получения водорода.

– Здесь будет вырабатываться порядка 70 тысяч тонн водорода в год в пересчете на 100%-й водород, – пояснил Эдуард Рыбаков. – Установка крупная, и здесь много импортного оборудования. Поэтому только за 2014 год по этому объекту освоено уже порядка 4 млрд рублей. И в ближайший месяц на производство водорода ожидаются поставки импортного оборудования из разных стран – Китая, Италии и т.д. На монтаж сюда тоже приглашаются специалисты из стран–производителей оборудования. Сейчас, например, здесь работает пусконаладчик по компрессорному оборудованию из Германии. На данный момент на установке смонтировано около 75 процентов оборудования.

Не увеличивая нагрузку на экологию

Работы на всех объектах ведутся круглосуточно, одномоментно на стройплощадке трудится порядка 1500 человек. На строящихся производствах уже создано 122 новых рабочих места, после окончания модернизации появится порядка 700 рабочих мест.

Несмотря на ввод новых производств, АНХК не будет увеличивать количество выбросов в атмосферу.

– Здесь устанавливается современное оборудование ведущих российских и зарубежных производителей, используются современные технологии, поэтому экологические риски сведены к минимуму, – заверил Эдуард Александрович. – Все проекты, которые сейчас реализуются, прошли Главгосэкспертизу России, в том числе и по вопросам экологии.

Начальник производства топлив обратил внимание журналистов, что среди строящихся объектов есть установки, по своей сути направленные на экологию. Например, установка очистки сточных вод, установка производства серы.

Установка очистки сточных вод предназначена для удаления сероводорода и аммиака из сульфидно-аммонийных сточных вод методом ректификации, чтобы соединения азота и серы со сточными водами ни в коем случае не попали в Ангару. Реализуется современная и, что интересно, отечественная технология. На установку будут поступать сульфидно-аммонийные сточные воды, образующиеся в результате определенных технологических процессов как с новых производств, которые сейчас находятся в стадии строительства, так и с действующих объектов. Работа новой установки обеспечит глубокую очистку поступающей воды, часть которой будет снова вовлечена в производственный процесс.

Другой экологический проект, реализуемый на АНХК, – установка по производству гранулированной серы. Целью ее строительства является утилизация извлекаемого из бензина и дизельного топлива сероводорода и исключение его вредного воздействия на окружающую среду.

Реализация инвестиционной программы позволит АНХК уже через два года выпускать автобензины и дизельные топлива по самым современным спецификациям. На практике это приводит к снижению удельного расхода топлива и увеличению срока службы двигателя. С другой стороны, Евро-5 позволяет снизить воздействие автотранспорта на окружающую среду. Проще говоря, воздух, которым мы дышим, становится чище, меньше вредных выбросов оседает в почве, на деревьях. Но главное – Евро-5 поможет сохранить уникальное озеро Байкал для будущих поколений.

Проводимая модернизация производства, как подчеркнули в компании, не сказывается на объемах выпуска продукции. АНХК выполняет в поставленные сроки все свои обязательства по производству топлив. За восемь месяцев текущего года переработано 7 млн 64 тыс. тонн нефти, глубина переработки составила 73,33%. Всего в текущем году планируется переработать более 9 млн 900 тысяч тонн нефти.

Справка


Сегодня ОАО «АНХК» входит в десятку ведущих нефтеперерабатывающих предприятий отрасли по основным показателям – объему и глубине переработки нефти. В июле предприятием была отгружена первая партия автомобильного бензина Премиум Евро-95, отвечающего требованиям класса 5 Технического регламента (соответствует стандарту Евро-5). В августе выработано 8 тыс. тонн летнего дизельного топлива класса 5 Технического регламента.