29.08.2014 07:45
Рубрики
Культура
Текст
Ирина Гладких
Теги
Текст:
Ирина Гладких
29.08.2014 07:45

Маленький воин Эхирит – сын Байкала

Новый детский спектакль поставил театр «Аистенок»

31 августа Иркутский областной театр кукол «Аистенок» открывает свой 80-й театральный сезон. К этому дню приурочена долгожданная премьера спектакля «Маленький воин Эхирит – сын Байкала». Почти год потребовался коллективу для работы над этой постановкой.

Автор пьесы «Маленький воин Эхирит» – молодой драматург Петр Инкижинов, который родился и вырос в Нукутском районе Усть-Ордынского Бурятского округа. В этих краях из поколения в поколение передаются сказания бурятского народа.

В настоящее время Петр Инкижинов живет в Улан-Удэ и работает в Бурятском республиканском театре кукол «Ульгэр». К счастью, он оказался одарен не только актерским, но и драматургическим талантом. Это дорогого стоит, поскольку сегодня пока не видно среди современных авторов тех, кто мог бы стать преемниками наших земляков-драматургов – Вампилова, Гуркина, Варфоломеева…

Весь прошедший год Петр Инкижинов делал наброски пьесы-сказки, воплощающей легенду о происхождении рода эхиритов, представителем которого является он сам. В результате получалось любопытное, художественно-ценное произведение, в основу которого легло предание о «детях налима».

Бурятский этнос неоднороден и состоит из 189 племен. На территории Иркутской области проживают представители четырех основных бурятских родов: булагаты, эхириты, хори и хонгодоры. Каждое племя относит свое происхождение к какому-то эпическому герою и связанной с ним неземной сущности. До сего времени бурятские рода носят имена своих мифических предков – Булагата, Эхирита, Хоредоя и Хонгодора.

Если говорить о легендах происхождения бурятского народа, то наиболее распространено предание о женщине-лебеди, которая была полонена охотником, стала его женой, родила детей, а потом улетела. Менее распространена легенда о «детях налима».

Согласно эпосу, давным-давно было такое время, когда соки земли истощались. С каждым годом земля все меньше плодоносила, люди умирали, и род людской вырождался. На берегу великого озера Байкал сидели старые шаманки, которые думали о том, как сохранить жизнь на земле, но не могли найти ответа. Как вдруг из глубочайших вод священного озера во весь рост поднялся громадный налим Эреэн Гутаар. Он опустил свою драконью голову на берег, раскрыл пасть, а на его языке шаманки увидели маленького мальчика. Одна из шаманок взяла младенца на руки, а Великий Пестрый Налим нырнул в глубину.

Шаманки воспитали мальчика, которого назвали Эхирит. Когда он подрос, то понял, что род человеческий испытывает жестокие притеснения: его уничтожает кровожадный Шара Мангадхай, который обосновался на самом высоком горном хребте. Хитростью, смелостью и ловкостью он побеждает чудище. Скинув поверженного врага с горы, Эхирит освобождает великого оленя, хребтом которого и была та гора. Этот олень Баян Хангай – символ сил земли: оказалось, что, сидя на его хребте, Мангадхай тянул соки земли, от чего она и оскудевала. Освобожденный олень поднялся, рога его зацвели, и вся земля налилась силой и плодородием. От юного батыра и пошел род славных эхиритов.

Создатели спектакля – режиссер Юрий Уткин, художник Евгения Шабанова и композитор Адрей Бырк стремились передать самобытную атмосферу бурятского фольклора. При этом постановщики не идут по пути этнографического театра, а адаптируют эпос для восприятия ребенка и для сценического воплощения. Так, к примеру, герой спектакля – это мальчик-подросток, который идет искать своего папу, а по дороге побеждает зловредного гигантского паука, в образе которого предстает в спектакле Мангадхай.

Постановка реализована при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках проекта театра «Маленький великий воин Эхирит», целью которого стало содействие развитию новой драматургии в Иркутской области.

В последние годы театр уделяет значительное внимание сценическому воплощению фольклорного материала, в основном отражающего русскую культуру. Но в Прибайкалье, где проживает множество коренных народов, необходимо уделять внимание исконной культуре нашего края. А основное коренное население Иркутской области – это бурятский народ. Богатый бурятский фольклор, к сожалению, мало представлен в сфере профессиональной культуры края.

В труппе ГАУК ИОТК «Аистенок» есть несколько молодых актеров, имеющих бурятские корни, как и заведующая постановочной частью театра Евгения Шабанова, поэтому в коллективе давно зрела идея создания спектакля, воспроизводящего многогранное культурное наследие коренного народа Прибайкалья.

Постановщик спектакля Юрий Уткин привлек к работе над спектаклем специалистов по бурятской филологии, исследователей бурятского фольклора. Большую работу провел композитор из города Братска Андрей Бырк, поскольку в музыкальном оформления спектакля использована его авторская музыка, стилизованная под аутентичную бурятскую. Особую атмосферу создают используемые в спектакле национальные музыкальные инструменты.

Автор художественного оформления Евгения Шабанова также провела значительную исследовательскую работу по изучению бурятского изобразительного искусства, национального костюма, культуры быта. В результате спектакль получился очень ярким, музыкальным, с выраженным национальным колоритом. Кажется, какая-то скрытая сила таится в нем, как в шаманском бубне. При этом спектакль будет близок и понятен как детям, так и взрослым: для каждого возраста в этом спектакле есть свое послание. Отдельное удовольствие для всех любителей театрально-кукольного искусства заключено в его полнозвучной, тягучей и текучей атмосфере…