18.04.2014 07:15
Рубрики
Территории
Теги
18.04.2014 07:15

В Амур пришел инвестор

Сельское хозяйство в Куйтунском районе возрождается благодаря частному капиталу

Чем дальше расстояние от областного центра, тем чаще встретишь деревни, где свой век доживают одни пенсионеры. О сельском хозяйстве, если и было когда-то, помнят только старожилы.

Деревню Амур в Куйтунском районе, по признанию местных жителей, после банкротства сельхозпредприятия тоже ждало бы разорение. Но год назад сюда пришел инвестор, который начал создавать производство. Чтобы увидеть, как сельское хозяйство в районе возрождается благодаря частному капиталу, журналисты «Областной» побывали в Амуре.

Каждой деревне – по хозяину

История деревень Куйтунского района словно написана под копирку. Из десятков колхозов и их отделений перестройку пережили немногие. Когда-то в районе хлеборобов награждали медалью «За освоение целинных и залежных земель». А сегодня здесь 40 тыс. га не обрабатывается. Молодежь уезжает в город – жизнь в деревне непопулярна.

Возрождение куйтунских сел мэр района Андрей Полонин однозначно видит в укреплении фермерского уклада жизни, в том, чтобы в каждой деревне был хозяин.

– Россия тем и сильна была всегда, что на село опиралась. Кто такой крестьянин? Хозяин своей земли, как правило, многодетный отец, крепкий хозяйственник. Сегодня мы ведем такую политику – в каждом селе должен быть фермер, собственник.

Год от года фермеров в районе прибавляется. Недавно хозяевами земли пожелали стать Лариса Гаранина из села Каранцай, Марина Гололобова из Кундуя. По программе «Начинающий фермер» КФХ Исмаилова получило 1,4 млн рублей господдержки на покупку техники.

Год назад в районе появилось и новое сельхозпредприятие ООО «Возрождение». 38-летний предприниматель из Братска Владислав Бугрименко взял под опеку отделение бывшего совхоза «Годовщина Октября». В недалекие времена у него были хорошие урожаи зерновых культур и трав. Каждое отделение совхоза обслуживало сотни голов скота.

В начале 2000-х предприятие из-за неподъемного кредита, взятого на ремонт коровника, разорилось. Между прочим, государство обещало помочь хозяйству с выплатой ссуд, но так и не сделало этого. А отделения совхоза работали ни шатко ни валко. В 2012 году, к примеру, подвела погода – большая часть урожая попала под снег и не была убрана. Крестьяне годами не получали зарплату и почти не надеялись на то, что жизнь изменится к лучшему.

Владислав Бугрименко, приезжавший в Куйтун по делам бизнеса, сначала планировал взять в обработку тысячу гектаров куйтунской земли. А ему предложили целое отделение совхоза – молочно-товарную ферму и перерабатывающий молочный цех. Все это хозяйство стояло бесхозным и дышало на ладан. И только благодаря коллективу – дояркам и скотникам, годами не получавшим зарплату, но упрямо приходившим на рабочие места, жизнь на предприятии еще теплилась.

О том, что в район приехал новый инвестор, руководитель отдела сельского хозяйства районной администрации Сергей Терехов говорит как о большой удаче.

– Ферму в Амуре постигла бы печальная участь. Развалилось бы хозяйство. А сейчас там жизнь налаживается. Амурцы ферму сохранили, в прошлом году пары пахали, корма заготовили. Раньше доярок на ферму было не найти. А сейчас в очереди стоят, – говорит Сергей Терехов.

Иные приоритеты

Тяжелый внедорожник юзом разворачивается в жирной деревенской грязи. Местные дороги еще только предстоит обустроить и облагородить.

Пока едем на ферму, Владислав Бугрименко вспоминает – когда впервые приехал, его приняли с недоверием. Усталые от вечного безденежья колхозники смотрели на нового хозяина бесстрастно – за годы привыкли не верить обещаниям.

– Я им сказал, что пришел сюда надолго, планы у меня большие, – вспоминает Влад. – Знаете, что самое ценное? Здесь сохранился коллектив, люди работящие, непьющие. И они видят перемены к лучшему.

Мы приехали как раз к дневной дойке. Провести нас по ферме вызвался завпроизводством Анатолий Васильев. Он работает с 2001 года и вместе с коллективом со времен банкротства хлебнул немало лиха.

– Всего на ферме 140 голов, 75 дойных, вот тут у нас телята новенькие. Только за март 18 телят приняли, – не без гордости рассказывает завпроизводством. – Пока доим 800 литров в сутки, но летом увеличим.

По-деревенски степенные, улыбчивые доярки расходились по рабочим местам. Зинаида Лебедок работает на ферме четырнадцатый год. Альбина Федорова на ферме трудится больше 20 лет.

– Все эти годы мы были просто на грани выживания, – рассказывают женщины. – Пять лет зарплату не давали, только справки для деревенского магазина выписывали, чтобы мы продукты под них брали. До сих пор судимся с бывшим руководством, чтобы по зарплате рассчитались с нами. «Живых» денег совсем не было. Бывшее руководство нам так и говорило – держите скотину на подворьях, крутитесь как-нибудь.

Сейчас долг у каждой доярки по зарплате – 20–30 тыс. рублей. Но теперь жизнь изменилась в лучшую сторону, говорят женщины. Вот уже год коллектив, в котором трудится 50 человек, бесперебойно получает зарплату. Но и требования к людям возросли, дисциплина исключительно строгая, пьющих в хозяйстве не терпят.

В коровниках сделан ремонт. Установлено новое отопление. Также хозяин купил новую молочную линию стоимостью свыше 1 млн рублей. В этом году в хозяйстве планируют засеять свыше 700 га пшеницей, овсом и ячменем.

В Кундуе у Амурской МТФ работает свой молочный цех, перерабатывая одну тонну молока в сутки. Пакетированное молоко отправляется в Братск и Тулун.

Зачем преуспевающему бизнесмену заниматься таким рискованным делом, как сельское хозяйство, честно говоря, непонятно. Но ответ подкупает.

– Сам я не деревенский. Но хочу, чтоб деревня возродилась. Хочу производить натуральные продукты. Посмотрите, что мы едим? А у меня дети есть, внуки будут! Нам сегодня на селе нужны иные приоритеты. И надо верить земле, она обязательно прокормит!

Планы у Владислава амбициозные, и как считает он сам, реальные.

– В этом году мы планируем начать первый этап строительства молочного комплекса, где будет новая ферма, телятник. Поголовье скота планируем довести до 600 голов. Обязательно обновим стадо, купим элитных телок. Также у нас будет новая молочная линия, – рассказывает Бугрименко. – В том же Кундуе есть возможность откармливать бычков, развивать мясное направление. Там есть и забойная площадка. Разве бразильское или аргентинское мясо может сравниться с нашей, сибирской продукцией? А в перспективе хочу еще и овощи экологически чистые выращивать. Меня задевает, что мы едим китайские огурцы.

Влад рассказывает, что по новым требованиям фермам необходимо проводить качественный анализ молочной продукции.

– Сделаем свою лабораторию, значит, понадобится лаборант-технолог. Агроном хозяйству нужен, будем в перспективе выходить на сельхозакадемию, приглашать молодых специалистов.

Бугрименко рассуждает о том, что нельзя одной зарплатой удержать молодежь на селе. Надо, чтобы и жилье было, и детский сад, и чтобы после работы было куда пойти. А значит, село должно развиваться комплексно.

Пока экономисты Бугрименко подсчитывают, во что обойдется строительство нового комплекса. По самым скромным подсчетам, потребуется свыше 100 млн рублей. Бугрименко готовится заключить соглашение с областным минсельхозом по предоставлению субсидий на производства зерна и молока.

В мае исполнится ровно год, как работает «Возрождение». Налоги в местный бюджет инвестор платит исправно. Со временем планирует войти в государственный инвестпроект по развитию животноводства. Хозяйству нужен многофункциональный комбайн для уборки. Одна такая универсальная машина стоит свыше 5 млн рублей. Значит, придется работать с лизинговой компанией.

То, что вложенные в строительство и развитие средства окупятся не скоро, Влад понимает, и это его, похоже, не смущает

– Главное – движение, развитие и то, что есть куда руки приложить, – говорит он.