Темные замыслы господина «храповецкого»
Сможете вы уснуть в деревообрабатыва
– В народе поверье: мол, чем сильнее храпит, тем больше здоровья, – сказала мне доктор медицинских наук Ирина Мадаева. – А на деле совсем наоборот.
Ирина Михайловна знает о сне и господине «храповецком» все. По крайней мере, из того, что известно науке на сегодняшний день. А саму науку о сне зовут сомнологией. Наука молодая, давшая пышные всходы в начале 90-х годов прошлого столетия. Говорят, курировалась самим управделами президента, поскольку была отнесена к вип-медицине.
Создание сомнологического центра в Иркутске при Институте педиатрии и репродукции человека относится где-то к 2005 году, когда Мадаева, окончив московскую аспирантуру и проникшись идеями своего учителя академика Александра Чучалина, решила посвятить себя лечению расстройств сна.
Подсчитано, что ночные «вокализы» присущи 40% мужчин и 24% женщин. Причем самые мощные аккорды рождаются на вдохе, когда вдыхаемый поток воздуха, подобно смычку, извлекает из расслабленно-без
Будь храп лишь стопкой нотной бумаги, с ним можно было бы, наверное, и смириться. Но против такой толерантности восстает не только высокое число распавшихся браков, вызванных несовместимостью совместного существования супругов в одной постели, но и роковые последствия ночных серенад: сокращение числа «серых клеточек», снижение умственных способностей, импотенция…
Все дело в том, что легкое похрапывание, переходя в более могучие формы, непременно обзаводится так называемым синдромом обструктивного апноэ сна. Эта остановка дыхания на 10 секунд, на 20, на минуту и более.
– Наглядно это можно представить так, – объяснила Ирина Михайловна. – Храпящему человеку положили подушку на лицо, подержали с минуту, убрали. И так через каждые пять минут. Таких остановок дыхания в течение ночи может быть до 300 раз. Встречаются пациенты, которые из 8 часов суммарного сна около 2 часов не дышат. Ну, а поскольку не дышат, то наступает гипоксия, кислородное голодание. Отсюда и целый букет болезней, включая сердечно-сосудис
Раньше с апноэ сна была определенность: как правило, она подстерегала людей тучных, накопивших излишки жирка в гортани, переваливших 40-летний рубеж. А ныне она стремительно помолодела. К сомнологам обращаются уже 25-летние пациенты. Причем не обремененные весом, ведущие здоровый образ жизни. В чем дело?
– Большую роль играет наследственность
Не менее, а может, даже более опасна, чем аритмия дыхания – повышенная дневная сонливость у людей, страдающих храпом. И не просто желание прилечь и подремать, а неконтролируемое засыпание, не зависящее от волевого усилия. Оно, конечно, кратковременное, длится какие-то секунды, но этих секунд вполне достаточно привести водителя, пилота, авиадиспетчера к трагедии.
– Еще в 1994 году американцы провели большое исследование водителей-дально
Понятно, что храп – не только предмет для шуток, но и серьезная патология дыхания, чреватая серьезными последствиями. Но есть ли возможность избавиться от музыкального сопровождения? Американцы – народ изобретательный, запатентовали пару сотен всевозможных способов, типа «намордников», заставляющих дышать носом, или сигнальных колокольчиков, прицепляемых особым образом к пижаме. Но это, конечно, не панацея.
– Прежде чем браться за лечение, я должна выяснить степень храпа и его действия на организм, – сказала Ирина Михайловна, распахивая дверь в исследовательски
Перед сном пациента обклеивают различными датчиками, сигналы от которых поступают в соседнюю комнату. Там дежурная сестра всю ночь ведет запись всех 18 параметров, поступающих на компьютеры. Фиксируется содержание кислорода в крови, количество остановок дыхания, сила храпа, артериальное давление, структура сна, движение глазных яблок… На основе этих данных уже и ставится окончательный диагноз и назначается лечение.
Самый легкий случай – позиционный храп. Это понятно: на спине храпит, а стоит повернуться на бок – все в порядке. Достаточно совета. Иногда требуется вмешательство ЛОР-врача для проведения пластической операции по укреплению небных мышц. Но чаще в роли спасителя выступает так называемая СИПАП-терапия. Ее сущность Ирина Михайловна определила так:
– Если вы дышите через соломинку, а она вдруг сплющилась, то вы, чтобы распрямить ее, с силой туда дуете. Храп – это слипание не соломинки, а дыхательных путей, но принцип исправления тот же – надо посильнее дунуть. Эту роль и исполняют приборы, которые нагнетают комнатный воздух через шланг в маску, надеваемую на ночь на нос.
Наверное, неудобно, зато эффект моментальный: на утро никакой слабости, голова ясная, острота мышления отменная. А главное – годы удлиняются. Ведь ночные рулады способны отобрать у человека десяток лет жизни.