Не иссякает чистый ключ…
Вместе с председателем первичной ветеранской организации Нэлли Павловной мы идем по ее родному поселку. Догорают последние дни затянувшейся осени. Она ловко лавирует по тропке, огибая хлипкие места. Столько лет ходила она по этим стежкам-дорожкам, каждую выбоину запомнила. Попутно рассказывает мне про Иннокентьевск.
– Вон там, за речкой, видите руины? Это останки нашего училища. Помните, когда-то был фильм «На графских развалинах». У нас еще говорят, будто тут Мамай прошел…
Лучшие годы жизни Нэлли Зубковой и ее подруг пролетели здесь в Иннокентьевске. Редко теперь кого из жителей увидишь на улице: куда идти? Разве что на автобус, который, слава Богу, ходит теперь регулярно, четыре раза в день, или в единственный магазин, который открыт лишь три раза в неделю.
А когда-то здесь жизнь била ключом, было много молодежи, своей, местной, и курсантов училища механизации, где готовили трактористов, шоферов и комбайнеров для Тулунского и других районов. Одно время даже на пчеловодов учили – единственные в области.
Моя собеседница работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а также возглавляла партийную организацию училища. Привыкла быть в гуще событий. Вкус к общественной работе у нее остался до сих пор, потому ее который год и избирают председателем ветеранской первички.
С закрытием училища в середине 90-х годов разом посыпалась вся инфраструктура некогда красивого поселка, стоящего на слиянии двух рек – Ии и Курзанки. Еще раньше закрыли начальную школу – малышей теперь на автобусе возят в поселок бывшей селекционной станции. Потом сгорели здания клуба, самого училища, исчез спортзал, «разбомбили» кирпично-бетонные здания гаражей, неведомо куда исчезла техника. Самое печальное, что с закрытием училища «прихлопнули» медпункт. Теперь если прихворнул, надо выбираться либо в город, либо на ту же «селекцию». А если сил уже нет, как быть?
Ведь среди жителей значительную долю составляют пенсионеры. И мечтают они о том, чтобы хоть пару раз в месяц приезжал фельдшер с ближайшего ФАПа и вел прием больных. Этот вопрос ветераны ставили перед местной администрацией и районной мэрией, но пока все остается по-прежнему.
Недаром говорится, что надежда умирает последней. Иннокентьевцы продолжают верить, что власти, районная дума все-таки услышат их голос, повернутся лицом, найдут приемлемый вариант. А пока едва ли не каждый свой приезд в город на заседание президиума районного Совета ветеранов Нэлли Павловна начинает или заканчивает аптекой, выполняя заказы ветеранов на покупку лекарств.
Первичка строит свою работу согласно планам районной ветеранской организации. Зубкова поддерживает тесный контакт с ее председателем Людмилой Кузьменковой, с которой у нее полное взаимопонимание. Людмила Григорьевна, с ее богатым опытом, всегда выслушает и даст дельный совет по поводу проведения того или иного мероприятия.
В Иннокентьевске стало традицией отмечать памятные для страны даты. Особым вниманием пользуется День Победы. Зубкова привлекает оставшихся в поселке ребятишек и тех пенсионеров, кто покрепче, прибраться возле памятника, подновить краску, сплести еловую гирлянду для возложения к монументу. После митинга, кому еще здоровье позволяет, помянут фронтовиков. Из тех, кто вернулся с войны, никого уже не осталось в живых. Последний, Александр Шарафутдинов, умер пять лет назад.
Ежегодно отмечают здесь День скорби и печали 22 июня, когда началась Великая Отечественная, и другие памятные события. Например, к 70-летию битвы под Сталинградом Нэлли Павловна выпустила стенгазету и вывесила ее в торговом зале магазина – больше негде. Спецвыпуски делает к 8 Марта, Новому году и к важным местным событиям. То организует конкурсы рукодельниц, то устроит день урожая, где каждый волен похвалиться плодами огородных трудов – гигантскими тыквами, новыми сортами огурцов или помидоров.
А на недавний праздник – День пожилого человека – устроили конкурс овощных заготовок на зиму. Первое место присудили Валентине Бобылевой за салат из кабачков. Понравились и помидоры в желатине, которые приготовила Раиса Комарова.
Нэлли Павловна активно занимается и с поселковой детворой. Устраивает для них разные конкурсы, находит где-то деньги на призы. Года три назад, в рамках областной программы «Живи, родник, живи», предложила здешним мальчишкам и девчонкам почистить бьющий поблизости ключ, где очень вкусная вода. Кстати, этому ключу и обязан поселок своим существованием. Именно из-за воды отменного качества и вкуса еще в позапрошлом веке здесь был построен винокуренный завод, прекративший свое существование в предвоенные годы. А вот ключик по-прежнему жив и будет жить, если не давать ему заилиться.
После работы угостила ребятню конфетами и пряниками. С тех пор повелось чистить родник каждый год, порой дважды – весной и осенью. На днях юные помощники приходили к ней, интересовались, когда пойдут на ключ.
Вот так и живет Нэлли Павловна. Двух дочерей вырастили с мужем. После смерти супруга осталась одна. Но не привыкла она сидеть дома в четырех стенах. Не случайно односельчане называют ее неугомонной.