07.06.2013 07:15
Рубрики
Культура
Теги
07.06.2013 07:15

Десять дней в удивительной стране

Более 160 российских журналистов побывали в Китае

2013 год объявлен годом китайского туризма в России. В мае более 160 русских журналистов отправились в Поднебесную в пресс-тур, чтобы воочию увидеть уникальные места соседней страны. Иркутской делегации предстояло путешествие по Пекину и двум провинциям Китая.

Отдых по-пекински

Некоторых журналистов о предстоящей поездке в КНР оповестили буквально за два дня до вылета. Несмотря на это, поездка была организована на высшем уровне – надо отдать должное Государственному управлению по делам туризма Китая.

Раньше всех, 22 мая, в Пекин прибыла наша группа журналистов, в которую вошли представители СМИ из Иркутска, Улан-Удэ, Республик Хакасия и Тыва. Первым впечатлением стало знакомство с китайским гидом, выбравшим для общения редкое сейчас русское имя – Макар.

– Могу вас заверить, что со мной не бывает плохо, – сразу развеселил прибывших журналистов Макар. – Вы думаете, что перед вами самый нескромный китаец? Вы не ошиблись.

Гид очень хорошо владел русским языком, много знал о Китае, имел свою, всегда интересную точку зрения на исторические и реальные события, а также великолепное чувство юмора, чем сразу же расположил к себе скептически настроенных журналистов. Макар вкратце рассказал о Пекине, который был основан более 3 тыс. лет назад. Глядя в окно автобуса, не верилось, что этот современный город с оживленными улицами, трехуровневыми развязками, блестящими на солнце высотками имеет столь древнюю историю.

– В настоящее время в Пекине проживает около 15 млн человек, – продолжал Макар. – В центральной части Китая городом считается населенный пункт, в котором не менее 10 млн жителей. Это нормально, если учесть, что всего в нашей стране проживает около 1,5 млрд человек. Город квадратный, с пятью дорожными кольцами. Если кому интересно, 1 кв. м жилья в центре Пекина стоит в среднем 50 тыс. юаней или 250 тыс. рублей. За пятым кольцом квартиры дешевле – около 15 тыс. юаней за «квадрат». Дорого, но можно взять кредит на 20 лет под 8–12%, если позволяет зарплата. Но китайцы предпочитают копить. 

Храм тибетского буддизма

В Пекине мы пробыли три дня. Посетили ламаистский храм Юнхэгун (тибетского буддизма), Летний и Зимний императорские дворцы. Все эти объекты, по сути, схожи, поскольку построены в классическом китайском стиле – деревянные дома с загнутыми вверх черепичными крышами, на которых красуются всевозможные демоны и драконы. Вход в такие терема обязательно с высоким порогом. Как объяснил нам Макар, чтобы нечистая сила не смогла запрыгнуть в жилище.

Храм тибетского буддизма был построен более 300 лет назад. Весь комплекс, состоящий из нескольких дворов с воротами и залами для молитв, занимает площадь около 67 тыс. кв. м. В одном из дворов мы увидели так называемый серебристый абрикос с маленькими зелеными плодами. По словам гида, если бы мы приехали позже на месяц, то смогли бы попробовать этот лечебный абрикос, а если осенью, то гранат и хурму – они также растут в храме. В других дворах комплекса расположены Барабанная башня и башня Колокола, курительницы для благовоний, бронзовые львы, а также большие котлы, в которых варили рис для монахов. Сейчас в них туристы кидают деньги – на счастье. Мы тоже оставили там несколько юаней.

Чем дальше мы двигались по храму, тем значимее становились залы. Экскурсия закончилась в павильоне десяти тысяч радостей, в центре которого находится высокая статуя Будды Будущего. Она вырезана из цельного ствола белого сандалового дерева. Размеры впечатляли – 18 метров в высоту и еще 8 метров вкопано в землю для устойчивости. По словам Макара, дерево было транспортировано из Непала, на что ушло три года. Сначала вкопали ствол, потом вокруг него построили здание и лишь после этого вырезали самого Будду.

Блиц-тур по историческим местам

Летний императорский дворец мы посмотрели на бегу, поскольку спешили на торжественную встречу в честь пресс-тура. Гид на ходу рассказал о том, что именно здесь жила знаменитая императрица Цыси, благодаря которой был восстановлен дважды разрушенный дворец с 800-летней историей. Помимо резиденции, где проживали важные особы, огромные территории были отведены для мест отдыха. Мы прогулялись по длиннейшему деревянному коридору (728 м) на берегу тихого озера Куньмин, где любила бродить императрица. Он украшен различными рисунками (более 14 тыс.), чем очень похож на художественную галерею. Впереди нас ожидала церемония открытия «Путешествия по Китаю» для российских журналистов с выступлением руководителя государственного управления по делам туризма КНР Шао Ци Вэй, заместителя мэра Пекина госпожи Цинь Хун и чрезвычайного и полномочного посла России в Китае Андрея Денисова.

– Еще в 2010 году руководители наших стран договорились о проведении взаимных годов туризма, – выступил с речью посол. – Я не знаю лучшего способа узнать культуру, природу, язык, реалии сегодняшних дней соседней страны, не посетив ее. В 2012 году мы успешно провели Год российского туризма в Китае, в рамках которого прошло около 200 различных мероприятий. Поток туристов из Китая, посетивших Россию в прошлом году, вырос на 47%, а всего по итогам 2012 года в нашей стране побывало около 1 млн граждан КНР. Для России это очень большая цифра. Но все равно Китай останется для вас загадкой.

Потом российские журналисты отправились на праздничный ужин. Кстати, китайская еда – это отдельная история. Палочки освоили почти все, потому что с привычными приборами можно было остаться голодными – те же овощи, красиво нашинкованные, никак не удавалось подхватить вилкой. Судя по количеству разнообразных блюд (как минимум 20 за ужин или обед), нас баловали. По словам самих жителей Китая, недавно был принят закон о том, что даже для чиновников на банкетном столе не должно быть более 12 блюд. Острой еды на столах было мало, зато предостаточно «завуалированных» яств – первое время почти все удивлялись вкусу и порой странному сочетанию продуктов. Впрочем, скоро привыкли.

25 мая все российские журналисты были в сборе, и мы отправились с утра на мастер-класс по тайцзи-цюань. Всем выдали специальные белые костюмы (многие решили, что это пижама), но не все рискнули заниматься китайской оздоровительной гимнастикой на жгучем солнце. Нашей группе азы тайцзи-цюань показывал бизнесмен Ли Чен, который давно практикует и заверяет, что благодаря этим упражнениям долгие годы ничем не болеет. Гимнастика показалась легкой, но воспроизвести движения мастера удалось не каждому.

– Вообще, тайцзи-цюань – это очень просто, – объяснял нам потом Макар. – Сначала вы сидите как будто на диване. Берете арбуз и разрезаете его на две части. Потом одну половину вы даете другу, вторую оставляете себе. В этом – вся философия и гармония.

Обретя гармонию, журналисты отправились в храм Неба – еще одно знаменитое место в Пекине. Здесь императоры династий Мин и Цин молились и приносили жертвы. Площадь, занимаемая строениями, поражала размерами. Внутри храма находятся алтарь молитв за хлеб, зал молитв за хороший урожай, а также круглый алтарь. И все они расположены на приличном расстоянии друг от друга. Макар начал рассказывать о династии Мин и сразу же запутал журналистов именами и датами.

– Это всего лишь одна династия, – удивился наш гид. – А в Китае их 24. Теперь вы представляете, как тяжело нам учиться. Еще и 5 тыс. иероглифов. Наверное, все китайцы такие маленькие, потому что в школе долго сидели за столом.

–Обойдя все просторы храма Неба, журналисты двинулись кататься на велорикшах по старым пекинским улочкам – хутунам, где живут простые семьи. В одном из традиционных дворов мы остановились. Жилые постройки в нем размещены в виде квадрата. Из коммуникаций только вода. Встречал нас глава семейства, который из-за болезни давно не работает. Чтобы как-то прокормить семью, он сдает комнаты туристам. Цена, надо признать, высока для некомфортного проживания – порядка 200 юаней в сутки за тесно стоящие две кровати, шкаф, стол и телевизор. Но многие туристы идут на это, чтобы ощутить атмосферу жизни старого Пекина.

Уставшие от душного города, мы отправились в гостиницу, дабы накопить силы для новых приключений. 26 мая российские журналисты отправились по разным уголкам Китая. Нас разбили на несколько групп, которые разъехались по 15 провинциям Поднебесной. Столичным гостям достался отдых на море в Хайнани, а сибирской делегации – культурная провинция Шаньдунь.

Родина Конфуция

Из Пекина мы вылетели в Цзинань – административный центр провинции Шаньдунь. Город встретил нас дождем и вкусными морепродуктами. Журналисты отправились в парк, где бьет знаменитый источник Баоту. Плачущее небо только придало романтики нашему небольшому путешествию по этому живописному месту. Тропинки вымощены мозаикой из маленьких камней, вокруг деревья, водопады, каменные мостики, пруды с экзотической рыбой и даже тюленями. Хотелось остаться в парке надолго, чтобы вдыхать дурманящий запах кипарисов и умиротворенно наблюдать за красными декоративными рыбками. Но мы, как всегда, спешили, чтобы больше увидеть и впоследствии рассказать о Китае.

За три дня мы побывали в трех городах. Так, не успев отойти от чистого воздуха парка Баоту, сибирская делегация посетила уезд Цюйфу – родину Конфуция. Это целый дворцовый ансамбль, состоящий из жилых строений, мастерских, домов для приема гостей и чтения трактатов. И везде необъятные старые кипарисы в возрасте от 300 до 400 лет. Многие из них окольцованы металлическими пластинами или же опираются на каменные столбы. В километре от усадьбы находится роща Конфуция, которая является родовым кладбищем потомков философа. По словам гида, здесь захоронено около 200 тыс. человек, а также покоится прах самого Конфуция, его жены и детей.

Последний день пребывания в Шаньдуне подарил нам незабываемый подъем на священную гору Тайшань в городе Тайань. Мы даже смирились с мыслью, что не удастся побывать на курортах этой провинции и искупаться в море. Почти до середины горы группу журналистов довез специальный автобус. Дорога виляла между крутыми возвышенностями, за окном мелькали водопады и захватывающие дух пропасти. По словам гида, Тайшань считается самой почитаемой горой в Китае. Сюда съезжаются не только туристы, но и жители КНР, в том числе руководители государства, чтобы провести церемонии выражения уважения горе. Это должно принести удачу.

На вершину горы Тайшань ведет каменная лестница, которая насчитывает 6 тыс. 293 ступени. Желающие подняться по ней выходят ранним утром и спускаются только к вечеру. Нас, к счастью, миновала участь обливаться потом – журналистов повезли на вершину на фуникулерах. Однако лестниц было не избежать, они там везде. Для туристов на пике горы предусмотрены не только смотровые площадки, но и вполне приличные гостиницы и рестораны. По рассказам гида, некоторые предпочитают провести ночь под открытым небом, чтобы не пропустить закат и восход солнца.

Вечером нас повезли на шоу-спектакль «Восхождение императора». Такого грандиозного представления, пожалуй, не видел никто из нашей группы. Прямо в горах была выстроена огромная сцена, состоящая из большой лестницы и нескольких открытых площадок. Шоу началось с показа батальных сцен – на самой лестнице постоянно пустили видеоряд, а потом по ней побежали сотни актеров, инсценируя борьбу. Слов было мало. Только игра света, музыка и четко отлаженные движения артистов. Организаторы шоу признались, что на подготовку только одного представления ушло два года и 3 млрд юаней.

Город в пустыне

Оставшиеся три дня пресс-тура мы провели во Внутренней Монголии – автономном регионе на севере Китая. В числе посещений была столица региона – Хух-Хото. Город, конечно, меньше виденных нами прежде в Китае, но не уступает им по красоте. Если в Пекине везде установлены однотипные скульптуры львов (символ власти), то здесь – лошадей. Порадовал Хух-Хото современными необычными зданиями, интересными музеями, красивыми парками. Вообще, можно позавидовать жителям КНР, потому что города довольно комфортны для проживания. К примеру, после работы можно совершенно бесплатно позаниматься спортом на оборудованных площадках, где есть тренажеры и даже массажеры. В парках можно прогуляться, потанцевать, запустить воздушного змея или же провести время за настольной игрой. Только туристы, похоже, пьют пиво в Китае…

Самое же интересное нас ждало на следующий день, когда мы поехали в город Ордос (в переводе «дворцовый комплекс»). Четыре часа в пути скрадывали шикарные виды гор, небольшие каньоны, в которых тоже живут люди. Они роют пещеры, выкладывают кирпичом вход для красоты, заводят скот и выращивают на небольших полях овощи. Прибыв в Ордос, группа журналистов вновь была удивлена. Буквально в пустыне в 2001 году был построен современный город с высокими зданиями, парками, аллеями, музеями, хорошими дорогами.

Надя, наш гид во Внутренней Монголии, сообщила, что по планам здесь должно проживать около 2 млн человек. Перспективы были радужные, поскольку вблизи обнаружены месторождения полезных ископаемых, в частности, угля. Когда заработали заводы, экономика пошла вверх, и люди стали заселять Ордос. Но из-за снижения мировых цен на уголь в экономике начался спад. И теперь многие высотки и торговые центры стоят пустые. Что самое странное, дома в городе продолжают строить. Видимо, в надежде на лучшие времена. К тому же власти акцентируют внимание на развитии туризма.

Недалеко от города взору открывается настоящая пустыня с песчаными барханами. Рядом умелые китайцы соорудили целый туристический комплекс с канатной дорогой, кафе, бассейном, шезлонгами, сценой для цирковых представлений. Тут же можно прокатиться по пустыне на квадроциклах, багги и, разумеется, на верблюдах. И везде туристов сопровождает аутентичное горловое пение (из динамиков). Журналисты даже приободрились, почувствовав на себе жаркое дыхание пустыни.

Вечером еще один приятный сюрприз – самый большой в Средней Азии музыкальный фонтан. Высота струи достигает 209 метров, а общая длина сооружения превышает 300 метров. Разовый запуск его стоит 60 тыс. юаней. Как сказали представители местного управления туризма, фонтан включили только ради нас. Журналисты растаяли.

Десять дней пролетели быстро, и удивительное путешествие по Китаю закончилось. Андрей Денисов был прав – эта страна так и осталась для нас загадкой. Но мы поняли важное – жители КНР очень трудолюбивые, дисциплинированные, с неординарным мышлением. Если уж они взялись за развитие туризма, то сделают все на высоком уровне и в огромных масштабах. Есть чему поучиться.