Госдума хочет, чтобы в школах были обязательные тесты на употребление наркотиков

Государственная Дума рассматривает инициативу по введению в школах обязательных тестов на употребление наркотиков. Законопроект принят в первом чтении. Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова, изучая эту инициативу, отметила, что анонимное анкетирование всегда являлось способом выявления детей группы риска и анализа и оценки ситуации, связанной с употреблением детьми психоактивных или наркотических веществ на территории образовательного учреждения. Это делать нужно, но грамотно, для того, чтобы понимать, каким образом усиливать, либо выстраивать организацию антинаркотической работы в школе.

Профилактических программ в учебных заведениях много проводится. Это и «Полезная прививка», «Сделай свой выбор», и др. Все профилактические программы рассчитаны на разные возрастные категории и с учетом детской или подростковой психологии выстроены так, чтобы донести опасность употребления наркотических средств.

«Возможно, вопросы тестирования являются необходимой мерой, – подчеркивает Светлана Семенова, – но у меня есть ряд вопросов по механизму исполнения этой нормы. Во-первых, – это кто и как воспользуется результатами анкетирования, и с какой целью. Во-вторых, это вопросы соблюдения конфиденциальности. И важно понимать каким образом будет выстроена работа с теми учениками, которые по результатам теста склонны к употреблению наркотиков. Сегодня, на мой взгляд, очень важно решать вопросы оказания профилактической помощи детям и подросткам – это одна из ступеней. Мало выявить, нужно увидеть правовую составляющую, каким образом ребенок достает эти наркотики, кто их распространяет, кто вовлекает. Это одна тема, связанная с работой правоохранительных органов и привлечению к ответственности. Вторая – это оказание соответствующей медицинской помощи – наркологической и реабилитационной. Сегодня нужно говорить об оценке качества реабилитационных услуг, потому что на самом деле реабилитационные центры существуют за счет негосударственных и общественных организаций. Это вопросы организации государственной реабилитационной помощи на сегодня не проработаны. Речь идет только о медицинской помощи. Очень важно наряду с вопросами тестирования с целью выявления говорить вообще в целом о комплексе мер, необходимом для противодействия злоупотребления детьми и взрослыми наркотических веществ, охватывающем и правоохранительную систему, и медицинскую помощь, и реабилитацию. Только в комплексе, а не просто путем выявления школьников, употребляющих наркотики, можно разрешить эту проблему. Только тогда работа будет эффективна. И очень важно подойти к этому вопросу грамотно, и если есть угроза, что сами анкеты позволяют просвещать детей в этом вопросе, то это недопустимо», – подчеркнула детский омбудсмен.

Кроме того, в январе 2013 года Россия подписала Конвенцию Совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия.

Теперь как участник конвенции страна обязана включить в школьные программы информацию «об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием», а также о способах защиты от него. Речь идет об уроках полового воспитания, которые могут ввести в российских школах. Светлана Семенова прокомментировала эту ситуацию: «Учитывая, что конвенция Совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия на сегодня не ратифицирована и вопрос ее ратификации – это вопрос обозримого будущего, безусловно, органы государственной власти должны подойти к этому вопросу очень взвешенно. Менталитет российских семей на сегодня диктует необходимость согласования с родительской общественностью позиций в этом вопросе. Очень важно определиться в том, кто и как будет проводить этот предмет. Во-вторых, я считаю, что проводить предмет как уроки сексуального просвещения или воспитания вообще так не должно быть. По моему мнению, это должны быть уроки нравственности, уроки воспитания родительской ответственности, может быть этики и психологии семейной жизни. Но никоим образом не акцентировать внимание на вопросах сексуального просвещения. Это я говорю как мама. Я считаю, что первое просвещение в этом вопросе должны давать родители. Но на сегодня есть необходимость разговаривать со школьниками старшего возраста о том, что половые связи несут в себе не только гармоничные отношения, но и угрозы – заболевания, передающиеся половым путем, ранние аборты. Это необходимо для того, чтобы демографическая политика строилась на продуманных и взвешенных решениях и готовности детей к созданию семьи и рождению детей. Что очень важно. Поэтому, на мой взгляд, нужно широкое публичное обсуждение этих вопросов с тем, чтобы не ошибиться, и не сделать эту тему очередной пиар-акцией и с тем, чтобы тема этого предмета была очень тщательно проработана, если его будут вдруг вводить. И, на мой взгляд, конечно, преподавать эти предметы должны подготовленные специалисты, а не просто нагружать дополнительными часами учителей-предметников», – считает Уполномоченный.